Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Корабль «Союз МС-27» с тремя космонавтами приземлился в Казахстане
Мир
СВР узнала о подготовке Киевом схемы воровства денег налогоплательщиков Запада
Спорт
Объявлен окончательный состав «России 25» на Кубок Первого канала
Общество
Эксперт рассказала о возвращении покупателей на рынок де-люкс-недвижимости
Армия
Силы ПВО сбили 121 украинский БПЛА над регионами РФ за ночь
Общество
Мурашко назвал сроки поступления вакцины от меланомы для первых пациентов
Армия
Герасимов назвал взятие Красноармейска важнейшим этапом освобождения Донбасса
Мир
В Китае оценили поддержку России на фоне напряженности в отношениях КНР и Японии
Общество
ФСБ задержала фигурантов незаконного оборота драгметаллов в Магаданской области
Мир
Литва объявила чрезвычайное положение из-за воздушных шаров из Белоруссии
Общество
В аэропорту Нальчика ввели временные ограничения на полеты
Наука и техника
Нейроинтерфейс для контроля человека в VR-среде создали в России
Общество
США выдали России укравшего 123 млн рублей афериста
Общество
Гуцан заявил о возбуждении 350 дел о коррупции в ключевых сферах государства
Общество
Долина считала себя участницей спецоперации в момент продажи квартиры
Мир
Итальянский певец Сандро Джакоббе умер на 76-м году жизни
Общество
Режим ЧС регионального уровня введут в Чувашии после атаки БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На 2025 год пианист Денис Мацуев запланировал 284 концерта. И готов сыграть даже на Северном полюсе — на ледоколе, с которого будет идти трансляция. Но настоящим счастьем считает выход на сцену и выступление перед публикой. Об этом народный артист России рассказал «Известиям» в преддверии своего 50-летия и закрытия фестиваля «Белая сирень» в Казани, совпавшего с днем рождения музыканта.

«Садиться и рассуждать, чего я добился за эти годы — это будет уже не Мацуев»

На фестивале «Белая сирень» вы сыграли вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан и его худруком Александром Сладковским Пятый концерт для фортепиано с оркестром Бетховена. Почему именно его, а не Рахманинова, именем которого назван фестиваль?

— Мне хотелось исполнить произведение, которое появилось в моем репертуаре совсем недавно. Давно к нему подбирался, начал разучивать еще с моим папой. К сожалению, он не дожил до премьеры — в этом году его не стало. А что касается концертов Рахманинова, мы их неоднократно играли с моим любимым оркестром Татарстана и Александром Сладковским. Более того, Сладковский — первый дирижер, с которым мы сыграли все концерты Рахманинова подряд за один вечер. Это было полтора года назад в Китае. Наверное, такое еще никто до нас не делал.

И оркестр, и маэстро — мои друзья, мои соратники, единомышленники. Я вижу, на какую вершину они забрались за эти годы. Счастлив, что был соучастником и свидетелем этого восхождения. Кстати, сам фестиваль мы придумали вместе со Сладковским много лет назад и даже привезли сюда внука Рахманинова — Александра Борисовича.

Денис Мацуев на фестивале "Белая сирень"

Денис Мацуев после выступления на гала-концерте XV Музыкального фестиваля Crescendo в Московском концертном зале «Зарядье». Слева — дирижер Государственного академического симфонического оркестра России Александр Сладковский

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

— Как вы воспринимаете ваш юбилей? Чувствуете ли, что пройден какой-то этап, подводите ли промежуточные итоги?

— Я слово «итоги» очень не люблю. Естественно, никаких итогов сейчас не может быть, потому что я живу в том же темпе «мацуиссимо», как раньше, и не собираюсь останавливаться. В общей сложности у меня около 90 разных концертных программ — с оркестром, сольные, камерные, джазовые.Но садиться и рассуждать, чего я добился за эти годы… Это будет уже не Мацуев, а какой-то другой музыкант.

— На днях стартует II Международный конкурс им. Рахманинова, художественным руководителем которого вы выступаете. Каковы ваши ожидания? Будет ли расширена география участников по сравнению с прошлым годом?

— Да, она расширилась значительно. И это получилось естественным образом, никто не ставил такой задачи. Каждый член жюри, голосуя, не знал, за кого проголосовали его коллеги. У нас были видеоотборы, записи присылали из самых разных уголков планеты. Только у дирижеров, по-моему, было больше 200 заявок. О чем это говорит? О том, что имя Рахманинова — вне границ. Он икона для миллионов людей во всем мире. Рахманинова играют каждый день, как и Чайковского. Так что мы ждем огромное нашествие (в хорошем смысле слова) потрясающих молодых музыкантов из 18 стран. Из Америки, Европы, Азии. И ждем открытия новых имен. Участники первого конкурса — даже те, кто и не прошел финал — прочно закрепились на филармонических сценах не только нашей страны, но и всего мира.

Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров им. С.В. Рахманинова в 2022 году

Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров им. С.В. Рахманинова в 2022 году

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

— Да, лето у вас получается насыщенным.

— Это далеко не всё! Не могу не сказать о новом моем детище, которое будет проходить в Суздале с 29 июня по 5 июля: летний фестиваль в Музее-заповеднике. Это место резиденции нашего фонда «Новые имена». С 1993 года мы каждый год там устраиваем летнюю творческую школу, где проходят мастер-классы со знаменитыми профессорами. И вот теперь решили провести большой многодневный open air.

Могу сказать, что других летних фестивалей с такой насыщенной программой и присутствием таких выдающихся коллективов просто нет. Выступят ГАСО им.Светланова, Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Валерий Гергиев, Александр Сладковский, Аида Гарифуллина, Ильдар Абдразаков, лауреаты конкурсов Рахманинова и Чайковского, знаменитые воспитанники фонда «Новые имена» разных лет. Там пройдут и большие гала-концерты, и камерная музыка, и джазовые вечера. В общем, на протяжении недели всё будет кипеть и бурлить. Этого события ждут очень многие, за месяц до начала билетов уже практически не осталось.

— Планируете ли к своему юбилею новое турне или какую-то особую акцию?

— Мое турне не прекращается уже 30 лет. Первые большие гастроли у меня были в 1994-м, еще за четыре года до Конкурса им. Чайковского (на котором Денис Мацуев занял I место. — Ред.). В этом году у меня 284 концерта в России и за рубежом. Я не собираюсь специально под юбилей что-то делать, менять. Здесь уже настолько всё органично!

Денис Мацуев
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

«Это поколение всё успевает. Оно разностороннее»

— География ваших гастролей изменилась по сравнению с тем, что было несколько лет назад?

— Да, конечно, восточное и южноамериканское направления сейчас очень мощно развиваются. Но и в некоторых странах Европы концерты остались. Вдобавок каждый год мы с командой фонда «Новые имена» объезжаем минимум 30 регионов России в поисках молодых талантливых музыкантов.

— И как ваши впечатления от молодежи?

— Считаю, что это достояние страны! Многие из них — готовые артисты. Не по годам зрелые, яркие представители русской исполнительской школы. Я в них верю. Удивительные ребята! Иногда даже не понимаешь, как им удается в этом темпоритме существовать. Это поколение всё успевает. Оно разностороннее. Дети не только занимаются на музыкальных инструментах, но и ходят в театры, на симфонические концерты. Поражает их владение иностранными языками и компьютерными технологиями, удивительное чувство юмора!

— А смартфоны, соцсети, тиктоки— не мешают ли они их становлению как профессионалов?

— Вы знаете, ребята настолько органично встроены в эту современную среду, что прекрасно осознают все ее риски и особенности. От соцсетей ведь тоже есть польза. А если мы говорим о так называемом развлекательном контенте — они понимают, что это чушь, идиотизм, который постоянно всплывает.

награждение
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

— Но им же в дальнейшем придется существовать, конкурировать в этой среде.

— Мы понимаем, что не можем конкурировать с массовым искусством. Хотя искусством это нельзя назвать. Проблема в том, что в этом контенте талантливого мало. Но и в академической среде не хватает ярких имен молодых композиторов. Вот зачем мы делаем на конкурсе Рахманинова еще и композиторскую дисциплину? Нам нужны новые авторы. Есть мнение, что в композиции у нас всё закончилось на Шостаковиче. Надо признать, небезосновательное соображение. Могу судить даже по репертуару для фортепиано: да, бывают талантливые произведения, но такого, чтобы сразу захотелось побежать его разучивать — нет. Но я всё равно оптимист в этом отношении. Потому что не может быть такого, чтобы в одночасье музыка закончилась. Мы ждем новых открытий.

— Но пока вы не видите таких современных произведений для фортепиано, которые бы хотелось включить в свой репертуар?

— Понимаете, у меня в репертуаре еще нет — вы будете смеяться — концерта Шумана, Первого концерта Шопена, Третьего концерта Бартока, многих концертов Моцарта... Я хочу пока вот это разучить. Но бывает такое, что вдруг услышишь что-то гениальное — и понимаешь, что обязательно должен сыграть. Так произошло, скажем, с концертом Кшиштофа Пендерецкого, великого композитора, который, к сожалению, умер пять лет назад. Еще могу назвать Родиона Константиновича Щедрина — он, к счастью, жив (дай Бог ему здоровья!), мы постоянно на связи, поддерживаем отношения. Я играл два его фортепианных концерта, они прочно в моем репертуаре. Это тоже современная музыка, хотя он уже классик.

концерт в московской филармонии

Концерт в Московской филармонии

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Среди молодых есть замечательные композиторы. Но я всё жду этого фортепианного концерта, который сам захочу сыграть.

— А пока снова и снова играете Первый концерт Чайковского. Вам это не надоедает?

— Гениальное произведение не может надоесть. Это ты можешь ему надоесть. Я сыграл Первый концерт Чайковского, наверное, раз четыреста. Впервые — еще маленьким мальчиком, у себя дома в Иркутске, для бабушек, дедушек и гостей. Выучил по слуху, подобрал. Имел, кстати, большой успех. После чего папа сказал: может быть, посмотрим ноты? Вдруг там есть отличия? Мы посмотрели — и действительно, отличия были (смеется). Но в целом я уловил мотив правильно. Через год я уже играл его с оркестром в Иркутске — и был самым счастливым человеком.

«Мне было так нехорошо, что я хотел просто сбежать со сцены!»

— Несколько лет назад ваша с Валерием Гергиевым запись этого концерта прозвучала на Олимпийских играх во время награждения русских спортсменов.

— Да, это было точное решение. Естественно, все понимали, что выходят наши спортсмены, ведь Чайковский — значит Россия. Но даже такой гениальный концерт не может заменить настоящий гимн, которого нас лишили — считаю это решение просто каким-то нонсенсом и маразмом! Поэтому надеюсь, что когда-нибудь мы возвратимся с гимном.

Денис Мацуев и дирижер Валерий Гергиев в концертном зале им. Чайковского

Денис Мацуев и дирижер Валерий Гергиев в концертном зале им. Чайковского

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— Не теряется ли острота, свежесть восприятия музыки, когда играешь ее снова и снова? И не превращается ли в рутину выход практически через вечер на сцену?

— Для меня выход на сцену — это чистое счастье. Когда у меня спрашивают, что бы ты хотел делать через 20 лет, я говорю: находиться на сцене и играть Третий концерт Рахманинова. Как и Концерт Чайковского — я его тоже исполнял сотни раз. Это лейтмотив моей жизни и по-прежнему показатель формы: технической, душевной. Но всё это обретает настоящий смысл только во время живой встречи с публикой.

Давным-давно мне предлагали ради эксперимента сделать мою голограмму, поставить диск-клавир Yamaha («самоиграющее» фортепиано, которое может точно воспроизвести игру пианиста. — Ред.), и внешне будет выглядеть, будто я правда выступаю сейчас. Так вот, я уверен, что живое восприятие живого музыканта заменить невозможно. Ради этих настоящих впечатлений всё и происходит.

— А как же трансляции, которые становятся всё более популярными и востребованными?

Никогда не забуду свой концерт в пустом зале Московской филармонии, который мы сделали весной 2020 года, после начала пандемии. Трансляцию смотрели в прямом эфире несколько миллионов человек — впервые в моей практике. А мне было так нехорошо, что я хотел просто сбежать со сцены! Всё бросить и уйти! Чувствовал, что той энергии, того круговорота эмоций, ради которого я даю концерт, здесь нет. Я играл «Времена года» Чайковского и только ближе к середине цикла — к «Маю» или «Июню» — более-менее очухался. Это было одно из самых сложных выступлений в моей жизни. И после него я сказал: не дай Бог, чтобы это стало нашим будущим.

практически пустой зал
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Пианист, когда играет на сцене, сидит боком к публике. Но затем я всегда встречаюсь со слушателями, даю автографы, жму им руки и смотрю в глаза. Это чрезвычайно важная история — понять, что с ними происходит после концерта. Даже если в программе была грустная или даже трагическая музыка, всё равно в их взгляде есть теплота, внутренний свет. Это самое главное.

— Отличается ли русская публика от зарубежной?

Русская публика самая сложная, но если у тебя с ней настоящая большая любовь… Понимаете, все эти фестивали, конкурсы по всей стране — это же не просто так. Это результат нашей большой любви. Особенно в российских регионах, которые я просто обожаю. Для меня поездки в глубинку ценны встречами с уникальными людьми, которые не избалованы разнообразием концертов и воспринимают всё особенно ярко. Ради таких моментов я готов и не спать, и еще больше играть, потому что самое большое счастье — ощущать дыхание зала, слышать эту понимающую тишину, которая тебя озаряет. И что бы ни происходило в этом безумном мире, ты понимаешь в такие моменты, что надежда всегда есть.

— Неужели не устаете от количества концертов?

— От количества концертов устать невозможно. Устать можно от перелетов, от перемены часовых поясов. Но не от самого концерта — он, напротив, добавляет тебе сил, надежды и много-много чего еще.

Мама вспоминала недавно, как мы шли на мой первый экзамен в иркутской школе искусств, я просто страшно сдавливал ей руку и прыгал до неба. Находился в таком предвкушении, что сейчас буду выходить на сцену! Меня должны были слушать только учителя, но уже тогда я представлял их как зрителей, понимаете? Это момент счастья. Кульминация дня у меня — концерт. И я счастливый человек, что могу это делать почти каждый день.

Пианист Денис Мацуев (в центре) выступает на церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи

Пианист Денис Мацуев выступает на церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

— Есть ли у вас какой-то ритуал в преддверии выступления?

— Когда я провожу в Иркутске фестиваль «Звезды на Байкале», мы в день концерта со всеми гостями сначала паримся в бане, а затем прыгаем в Байкал. Никогда не забуду, как к нам приезжали Израильский филармонический оркестр и дирижер Зубин Мета. Они тоже окунулись. Музыканты понимали, что энергия, чистота и глубина (во всех смыслах слова) Байкала просто озаряет их. Феноменальное ощущение! После погружения в Байкал Зубин Мета гениально продирижировал свой концерт. Кстати, никто из всех звезд, которые приезжали за эти 20 лет в Иркутск и плавали со мной, не заболел!

— У вас есть какая-то творческая мечта? Может быть, вы хотите сыграть в каком-то необычном месте — на Эвересте, например?

Мне тут предложили сыграть концерт на Северном полюсе.Туда каждый июль или август ходит ледокол, есть техническая возможность взять с собой рояль и сделать трансляцию. Нужно дней десять на экспедицию.

— Ну и как, согласитесь?

— А почему нет? Слушайте, я за любой кипиш! Я же человек легкий на подъем. Был бы рояль и на чем сидеть.

Читайте также
Прямой эфир