На днях появилась тревожная статистика: по данным Роструда, в РФ существенно выросло число обращений по зарплатным задолженностям — на 37,4% в прошлом году. Однако на эти цифры важно смотреть в структуре рынка труда и экономики в целом.
Рост, безусловно, большой. Но не все обращения — это именно жалобы по заработной плате. К этой категории, в частности, могут быть отнесены также вопросы и спорные ситуации с выплатой отпускных и премиальных, с социальными выплатами, с начислениями за переработку. В номинале число таких обращений чуть превысило 18 тыс., а в сопоставлении с числом работников организаций по всей стране — это 0,04%. Общая задолженность достигла 1,21 млрд — что всё еще меньше 1% от фонда оплаты труда.
То есть в общем по экономике ситуация не выглядит критичной, и уж точно нельзя ее расценивать как своеобразный «звонок из 90-х».
Но, конечно, за любой такой задолженностью по зарплате стоят конкретные люди — их возможности обеспечить свои базовые потребности, оплачивать услуги ЖКХ, закрывать обязательства по кредитам и ипотеке. К тому же если сравнивать рост за тот же период предыдущего года, он был также довольно ощутимый — порядка 40%.
Реагировать на такие скачки, безусловно, нужно, но необходимо смотреть на их структуру: работники каких организаций больше обращаются, каких секторов? И дальше работать с причинами. Обратная связь в таких чувствительных вопросах необходима.
Важна здесь структура задолженности по регионам и по отраслям. Самый большой рост в ЦФО — 977 млн. Но это объясняется тем, что здесь сосредоточена половина всех российских предприятий.
В отраслевом разрезе более половины задолженности сейчас приходится на строительный сектор (52%). И в 2025 году негативная тенденция продолжается — по сравнению с январем в феврале задолженность выросла в 29 раз. Вкупе с участившимися сообщениями о банкротствах региональных застройщиков для отрасли это уже определенный сигнал.
По открытым данным «Дом.РФ», общая доля распроданного объема возводимых новостроек в феврале 2025 года составляла всего 32%. Даже по проектам, которые вводятся в этом году, реализовано чуть больше половины квартир. Наименьшее количество на Северном Кавказе — 20%. Также в 2024-м объем кредитования строительного сектора снижался весь год.
А именно отсутствие у компаний собственных средств и есть одна из основных причин невыплат зарплат. Строительство — высоко интегрированная в экономику отрасль, и спад в ней повлечет последствия по всей цепочке поставок. Массовые льготные ипотеки мы уже не увидим — они поддержали отрасль в сложный постковидный период, но далее разогнали цены и инфляцию, с которой идет активная борьба.
Нужны более точечные меры. Вместе с тем у правительства сейчас сформирована масштабная программа по нацпроектам, требующая приоритизации финансирования. Могут сработать меры, одновременно и решающие проблему с перетоком высвобождающихся с проблемных объектов работников, и дающие стабильный заказ отрасли.
В свое время прорабатывались такие механизмы, как развитие рынка институциональной и некоммерческой аренды. В частности, оказание господдержки низкомаржинальным проектам жилищного строительства — механизм направлен на обеспечение доступного финансирования возведения и реконструкции инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. А также крупных жилищных проектов — за счет предоставления льготных займов на длительный срок (до 15 лет), обеспеченных госгарантиями регионов либо реализуемых в формате государственно-частного партнерства и концессии.
Кроме того, возвращаясь в целом к данным по зарплатным долгам: в законе о контроле (248-ФЗ) с этого года действуют отдельные основания, когда власти могут организовать проверку предприятия. В частности, при поступлении от работников обращений о массовых (более 10% среднесписочной численности, или более 10 человек) нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой заработной платы свыше одного месяца.
Правительство всё же держит на контроле ситуацию — как в стройке, так и в других потенциально проблемных отраслях, например угольной промышленности. Но к цифрам, безусловно, нужно относиться внимательно.
Автор — замгендиректора Центра стратегических разработок (ЦСР)
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора