Нужно ли оплачивать разбитый в магазине товар


Иногда поход в магазин может обернуться большими неприятностями. Проходя между рядами, покупатель может задеть прилавок тележкой, повредив товар, или разбить стеклянную бутылку, доставая ее с верхней полки. Кто в таком случае обязан возместить ущерб и как отстоять свои права, рассказывают «Известия».
Когда покупатель не обязан платить за товар
Согласно закону, ответственность за порчу товара до его оплаты на кассе несет магазин, после — потребитель. Это положение прописано в ст. 459 Гражданского кодекса. Но там же говорится и о том, что вред, причиненный имуществу продавца, подлежит возмещению в полном объеме (ст. 1064). Из-за этого часто возникают споры между сотрудниками магазина и покупателями.
Между тем в кодексе четко прописаны права и обязанности каждой из сторон в зависимости от обстоятельств. Например, если покупатель случайно задевает и разбивает товар, пробираясь между узкими рядами, то его вины в этом нет. Так же как и если он поскользнулся на мокром полу или споткнулся о выступ плитки. К таким же ситуациям относится упавший товар с движущейся ленты возле кассы.
Если от покупателя требуют оплаты, то эти действия неправомерны, поскольку порча имущества была совершена без умысла, а неблагоприятные условия, повлекшие повреждение, создал сам магазин.
Когда придется заплатить за разбитый товар
Если покупатель уже взял товар в руки и по неосторожности выронил его, то закон будет на стороне продавца. Компенсировать ущерб придется и в случае неадекватного поведения: беготни по залу, драки, размахивания руками в нетрезвом виде.
Также к ответственности привлекут за намеренную порчу товара и другого имущества магазина. В этой ситуации нарушителю грозит уголовное наказание.
Однако бывают ситуации, когда на первый взгляд не столь очевидно, на кого ложится ответственность. Например, возле прилавка покупателя кто-то толкнул или его задел пробегающий рядом ребенок. В первом случае виноват тот, кто толкнул. Ущерб во втором случае оплачивают родители ребенка.
Как поступить в случае порчи товара в магазине
Даже когда покупатель прав, его всё равно могут принуждать возместить ущерб и не выпускать из магазина до оплаты. Это уже превышение полномочий.
Чтобы отстоять свою правоту, покупателю необходимо найти очевидцев произошедшего, сделать фото и видеосъемку с места и вызвать менеджера. Ему нужно изложить суть инцидента и потребовать от продавца составить акт.
Когда речь идет о больших суммах, потребитель может обратиться в Роспотребнадзор с просьбой провести проверку, чтобы подкрепить свою защиту. Сотрудники ведомства проверят то, как расставлены товары, установлены полки и стеллажи в магазине.
Когда вина покупателя очевидна, например он специально что-то разбил или устроил дебош, то, успокоившись, лучше оплатить испорченный товар. В противном случае продавец вызовет полицию для составления протокола и обратится в суд о принудительном взыскании ущерба.
Ранее «Известия» рассказали, как вернуть некачественный товар.