Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Инвестиционные квоты на вылов рыбы могут увеличить до 20 лет
Мир
Нетаньяху назвал Маска большим другом Израиля после его нацистского приветствия
Происшествия
Губернатор Малков сообщил об уничтожении дронов над Рязанской областью
Общество
В аэропортах Москвы сняли ограничения на прием и выпуск самолетов
Экономика
Россияне взяли машины в кредит на рекордные 2 трлн
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и гололедицу в Москве 24 января
Мир
В МИД РФ раскрыли факты нелегальной торговли органами в Часовом Яре
Происшествия
Губернатор Малков сообщил о пожаре из-за падения обломков БПЛА в Рязанской области
Армия
Ефрейтор Воеводин вывел автомобиль с боеприпасами из-под обстрела ВСУ
Спорт
Московское «Динамо» отыгралось с 0:3 и победило СКА в матче КХЛ
Экономика
В Минэке сообщили о росте взаимной торговли ЕАЭС на 9,8% за 10 месяцев 2024-го
Армия
Пленные ВСУ рассказали о черной трансплантологии в Донбассе
Экономика
В РФ завели рекордное число дел за нарушение валютного законодательства
Происшествия
Силы ПВО над Щелково уничтожили летевший на Москву беспилотник
Мир
Азербайджан обратился в МОК с целью возврата медалей Игр-2024 из-за плохого качества
Политика
В Госдуме предложили ввести самозапрет покупок на маркетплейсах
Наука и техника
В России запустили в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт

Справедливая ответственность маркетплейсов — благо для общества

Председатель совета директоров сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац — об ответственности интернет-торговли в современном обществе
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В моем детстве в дачный поселок в «пункт выдачи заказов» привозили коробки с продуктами и хозтоварами. В назначенное время собирались жители поселка с тележками и забирали свои заказы. Можно было купить все, можно часть, можно было отказаться от заказа и оставить следующий заказ. Это была привычная нестационарная торговля.

Спустя годы я наблюдаю примерно ту же модель у цифровых платформ. С одной лишь разницей, что они почему-то не называют себя торговлей. Но их алгоритмы определяют, что будет продаваться, определяют цены, осуществляют информирование о свойствах товара на своих страницах. Модель их деятельности предполагает доставку, передачу и возврат товаров, их оплату. Поэтому, разумеется, маркетплейсы осуществляют именно торговлю, даже если сами утверждают иное, лишь бы не отвечать за качество и безопасность товара и уплату налогов поставщиками.

Но особенности есть. Во-первых, эта торговля не дает покупателю товар немедленно. В обычном магазине можно прийти, посмотреть, посоветоваться и сразу же купить. Но в маркетплейсе ты можешь лишь оставить заявку, которую не обязательно удовлетворят. Любая проблема на цифровой платформе может стать катастрофой в конкретной местности, где не останется офлайн-форматов. И пойти человеку будет уже некуда. Посмотрите — за последний год закрылось более 200 книжных магазинов. То же самое происходит с мелкой продуктовой розницей, канцелярией, детскими товарами. Немедленная доступность товаров уже уменьшилась, и будет продолжать уменьшаться.

Следующая особенность состоит в том, что цифровая платформа сейчас никак не отвечает за качество и безопасность товара. Закупщики сетей или частные предприниматели проверяют качество товаров, отсеивают часть товара сомнительного качества или происхождения, чтобы не создавать проблемы себе и покупателям. Для розничного магазина возврат — дорогая и неудобная процедура, поэтому все стараются минимизировать такие риски.

Ситуация с маркетплейсами совсем другая. ПВЗ зарабатывает и на приеме, и на выдаче товара. Потребитель может отказаться от товара, но деньги за него могут вернуться не сразу. Некоторые маркетплейсы и вовсе берут деньги за не мотивированный браком возврат, и далее будут создавать условия для того, чтобы ограничивать возвраты. Вы же слышали, например, про рейтинги покупателей? Это не что иное, как способ заставить покупать вслепую и брать все, что присылают.

Но объективно покупатель до тех пор, пока не получит товар на руки, не может оценить его качество. Как понять, например, что качественный пластилин мягкий и яркий, а не твердый и бледный, если фото у всех одинаковые, а качественный товар часто дороже и не в топе покупок? Платформа зарабатывает на любой транзакции — ей все равно качественный товар или нет. Как результат, на платформах разгул поставщиков с сомнительными товарами, но зато по низким ценам. Поэтому деятельность маркетплейсов приводит к понижению среднего качества и надежности покупаемых товаров.

Но некачественный товар — это полбеды. Товар может оказаться еще и небезопасным для здоровья, потому что маркетплейс не спросит у поставщика сертификат, не проверит, соблюдал ли поставщик условия транспортировки и хранения товара, закроет глаза на то, что детское питание в ПВЗ лежит рядом с агрохимией. Максимум, что сейчас пытаются заставить делать маркетплейсы — это требовать от поставщика скан какой-то бумажки, не проверяя суть документа и не гарантируя его достоверность.

От этого бесчинства страдают не только граждане, но и законопослушные предприниматели. Если в небольшом павильоне ИП будет продаваться контрафакт — к нему обязательно придут если не контролирующие органы, то юристы, специализирующиеся на защите интеллектуальной собственности. Их не будет волновать вопрос, должен ли частный предприниматель из деревни на взгляд отличать фирменный товар от подделки. И если такой товар обнаружен на полке, то у ИП не будет 30-ти дней на запрос документов у поставщика, как это сейчас делает маркетплейс, предпринимателя оштрафуют сразу же.

Что в итоге? Перед нами очень технологичный, но, увы, абсолютно лишенный нравственных оснований бизнес. Маркетплейсы — это, вероятно, единственные представители торговли в стране, которые ни за что не отвечают. И с точки зрения интересов общества крайне важно именно сейчас приложить все усилия для возвращения этого субъекта в правовое поле, пока он не превратился в спрута, захватившего рынок и недоступного для общественного контроля. Благо, у нас перед глазами есть примеры своевременного решения вопросов с агрегаторами такси, которые тоже очень хотели остаться поставщиками информации, являясь поставщиками транспортной услуги. Решение было найдено и все вещи назвали своими именами.

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир