Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Забайкалье пять человек отравились готовыми блинами
Политика
Путин провел встречу с Назарбаевым в Ново-Огарево
Армия
Минобороны сообщило о 37 уничтоженных украинских БПЛА над регионами России
Наука и техника
СМИ сообщили об отложенном запуске первой частной японской ракеты Kairos
Происшествия
ВСУ сбросили с БПЛА взрывоопасный предмет на Горловку
Экономика
Выдача ипотеки в России упадет до рекордных минимумов в 2025 году
Мир
Трамп обвинил Белый дом в сокрытии информации о БПЛА над США и потребовал сбивать их
Происшествия
Два человека пострадали при атаке дрона ВСУ на служебный автобус в Горловке
Мир
ВВС Израиля нанесли удары по военным объектам на территории Сирии
Общество
Путин поздравил участников юниорской естественно-научной Олимпиады
Мир
Кир Стармер призвал страны G7 усилить давление на Россию
Армия
Саперы группировки войск «Север» разминировали территории приграничья Курской области
Политика
В России хотят запретить скидки на алкоголь
Мир
В Швейцарии осудили нападение активисток на памятник в Женеве
Мир
В пожаре в торговом центре в Витебске пострадали 15 человек
Мир
Конгрессмен уличил ФБР в утаивании информации о дронах в небе над Нью-Йорком
Мир
В минфине ФРГ назвали сумму замороженных российских активов
Политика
В ГД собираются внести законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Чего ждать от команды Трампа. Разбор

Кандидат на пост главы разведки США Габбард находится в базе «Миротворца»
0
Фото: REUTERS/Brian Snyder
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Администрация избранного президента США Дональда Трампа обрела свои очертания спустя 10 дней после выборов. В его команду вошли в основном ультраконсервативные политики, выступающие против мигрантов и военной помощи Украине. При этом некоторые назначения стали полной неожиданностью для сторонних наблюдателей. С кем следующий президент США будет работать в свой второй срок — в разборе «Известий».

Быстрые назначения

• В том, как Трамп подбирает кадры для своего правительства и аппарата Белого дома, аналитики фиксируют определенную спешку. По состоянию на вечер 13 ноября было объявлено уже о 19 назначениях на должности различного уровня. Не прошло и 10 дней после выборов, как стали известны имена будущих министра обороны, генерального прокурора, госсекретаря, главы департамента внутренней безопасности, директора ЦРУ и других.

• Нынешний порядок назначений отличается от того, которому следовали и предыдущие президенты, и сам Трамп перед своим первым сроком. Так, действующий глава государства Джо Байден начинал с объявления своих помощников в Белом доме, а к министерским постам не притрагивался до 20-х чисел ноября. Большинство ключевых назначений произошло в декабре, а о новом генпрокуроре Меррике Гарланде было объявлено только 7 января, за 13 дней до инаугурации.

• Трамп перед первой инаугурацией тоже не спешил. Восемь лет назад он не определялся так рано ни с одним из назначений, о которых объявил сейчас. На ключевые руководящие должности он никого не выбирал до 18 ноября, взяв на размышление как минимум 10 дней после выборов.

• Отличительной особенностью нынешнего формирования правительства стало то, что Трамп создает должности с нуля. Так, он объявил, что миллиардеры Илон Маск и Вивек Рамасвами, поддержавшие его предвыборную кампанию, возглавят департамент эффективности государственного управления. На практике это означает намерение противостоять несменяемой бюрократии, части «глубинного государства», которое в прошлый президентский срок Трампа создавало ему множество препон (подробно о роли deep state в США и о том, в чьих руках в стране находится реальная власть, мы рассказывали здесь). Миграционный офицер Том Хоман получил пост «царя границы», пока что без формального названия и четко очерченных обязанностей.

• Скорость, с которой Трамп распределяет важнейшие посты, связана с тем, что кандидатам потребуется значительное время, чтобы самим подобрать необходимые кадры во вверенных ведомствах. Трамп неоднократно утверждал, что хочет полного подчинения исполнительной власти, которая не будет препятствовать его решениям, как это происходило в первый срок. Выстраивание вертикали власти требует времени и усилий, и поэтому Трампу нужно начинать как можно раньше.

• Почти все назначения, о которых объявил Трамп после выборов, должны быть утверждены сенатом. Большинство в нем принадлежит республиканцам, их новый лидер Джон Тьюн пообещал сотрудничать с Трампом, несмотря на прошлые разногласия между ними. Тьюн в том числе заверил, что не будет мешать президенту проводить назначения, когда сенат уйдет на каникулы, — это позволит президенту на два года избежать формального утверждения кандидатур.

Неожиданные имена

• Среди имен, которые назвал Трамп, выделяется несколько совершенно неожиданных. Одним из них стал Пит Хегсет, которого будущий президент видит следующим министром обороны. 44-летний майор Хегсет служил в Гуантанамо (американская военная база на Кубе), Афганистане и Ираке. С 2014 года он работает ведущим субботнего шоу на телеканале Fox News и состоит в ветеранских организациях. Аналитики отмечают у него отсутствие какого-либо управленческого опыта, что критично для ведомства с бюджетом в $850 млрд и штатом в 3 млн человек. Хегсет не поддерживает программы равенства в армии и участие женщин в боевых действиях, а также выступает за помилование обвиняемых в военных преступлениях.

• Неожиданным также стало назначение на пост директора национальной разведки США Талси Габбард. Она была конгрессвумен от Демократической партии с 2013 по 2021 год, но в 2022-м перешла к республиканцам и стала ярой сторонницей Трампа. Габбард выступает за отказ от вмешательства в дела других стран и критикует американскую внешнюю политику. В 2017-м она вызвала скандал в США, встретившись с президентом Сирии Башаром Асадом. Ее, как и Хегсета, обвиняют в отсутствии опыта работы в разведке, а также в симпатиях к России.

• Самым громким стал выбор в качестве генерального прокурора (министра юстиции) конгрессмена Мэтта Гетца, еще одного активного сторонника Трампа. Противники этого назначения отмечают, что Гетц сам недавно был под следствием по обвинению в торговле детьми ради сексуальной эксплуатации, а комитет по этике палаты представителей продолжает расследование о возможном употреблении наркотиков, домогательствах, приеме ненадлежащих подарков и предоставлении привилегий. Гетц конфликтовал с министерством юстиции и Федеральным бюро расследований, которое входит в его структуру, предлагая последнее упразднить. Эксперты отмечают, что его утверждение станет испытанием для сената, так как не все республиканцы готовы однозначно поддержать эту кандидатуру.

Ультраконсервативная команда

• Назначенцев Трампа объединяют их ультраконсервативные взгляды, которые исповедует сам Трамп. В первую очередь это касается отношения к нелегальным мигрантам и намерения вытеснить их из США. Так, назначенная министром внутренней безопасности губернатор Южной Дакоты Кристи Ноэм отправляла личный состав национальной гвардии штата на помощь Техасу в охране границы и отказывала федеральным властям в приеме афганских беженцев.

• Готовность проводить массовые депортации мигрантов высказывали «царь границы» Том Хоман и будущий замглавы аппарата Белого дома по политическим вопросам Стивен Миллер. При этом Хоман является сторонником вынужденного разделения семей мигрантов, а Миллер — ограничения даже легальной миграции в США.

Справка «Известий»

С 2017 по 2018 год в США применялась практика разлучения семей для сдерживания нелегальной иммиграции. Пересекавшие границу без разрешения родители помещались в миграционные тюрьмы, а их детей передавали социальным службам, которые могли отправить несовершеннолетних в приюты по всей стране. Прежде семьи либо содержались под стражей в совместных центрах, либо освобождались.

После волны критики Трамп издал указ, прекращающий подобную практику. В дальнейшем она была запрещена судом на национальном уровне.

• Фундаментальными для неоконсерваторов являются идеи дерегулирования экономики, снижения расходов и налогов, сокращения соцпрограмм. Пока Трамп не объявлял о назначениях в экономическом блоке, но дал понять, что намерен сделать расходование американского бюджета более эффективным, в чем ему должны помочь Маск и Рамасвами. О своих конесервативных взглядах заявлял и будущий глава Агентства по охране окружающей среды Ли Зейдлин. Не отрицая важность экологических программ, он согласился с политикой Трампа по оживлению промышленности и добычи углеводородов.

• Заявления Трампа о существовании внутренних врагов в системе управления США также близки его сторонникам. В этой связи эксперты ожидают чисток в министерствах обороны и юстиции, куда получат назначения Хегсет и Гетц. Трамп неоднократно жаловался на травлю со стороны силового аппарата и хотел подчинить себе оба ведомства, чтобы они работали в русле его политики. Эту идею поддерживает всё крайне правое крыло республиканцев.

• Почти все назначенные Трампом чиновники занимают жесткую позицию по интересующим их вопросам и демонстрируют готовность к решительным действиям, которых от них будет ждать будущий президент. Кроме того, их объединяет лоялистская риторика в отношении лично Трампа. Несмотря на то что с кем-то из них политик в прошлом конфликтовал, в дальнейшем они публично демонстрировали ему свою преданность по крайне чувствительным для Трампа вопросам, таким как штурм Капитолия в 2021 году и уголовное преследование.

Отношение к Украине

• Еще одной стороной, объединившей нескольких назначенцев Трампа, стало их негативное отношение к военной помощи Украине и особый взгляд на конфликт в стране. В этом отношении выделяется Габбард, которая говорила, что США виноваты в украинском кризисе и спровоцировали Россию на ее действия. За это Габбард была внесена в украинскую базу данных «Миротворец».

• Против выделения военной помощи Киеву выступали и будущий госсекретарь Марко Рубио, и следующий советник по национальной безопасности Майк Уолтц. Они голосовали против выделения средств, когда заседали в сенате и палате представителей. Уолтц также отрицает возможность вступления Украины в НАТО, а Рубио требует дипломатического завершения конфликта.

• Антиукраинскую позицию разделяют и те, кто не будет непосредственно связан с осуществлением внешнеполитической деятельности. Мэтт Гетц утверждал, что Крым является частью России, а не Украины, и голосовал против выделения военной помощи. Рамасвами призывал Киев к территориальным уступкам для завершения конфликта.

Отношение к России

• Говорить о том, что Трамп выстраивает администрацию, которая будет хорошо или плохо относиться к России, пока нельзя. Те, кто получил назначения, прежде всего руководствуются принципом «Америка на первом месте», а это может принимать различные формы по отношению к Москве в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

• То, что многие члены команды Трампа выступают против Украины, можно считывать как положительный для России сигнал на ближайшее будущее. Но при этом те же Рубио и Уолтц допускают негативную риторику по отношению к российским союзникам: Ирану, Кубе, Венесуэле, КНДР. Особенно непримиримой считается позиция Уолтца по отношению к Китаю. Активные действия в отношении Пекина, о которых предупреждал Трамп, могут иметь негативные долгоиграющие последствия и для Москвы. В этой связи стоит ожидать не прямого, а опосредованного давления на Россию через партнеров.

• Определенное влияние на Россию будет иметь и внутренняя политика сторонников Трампа. Если им удастся перенастроить систему госуправления, сделать ее более эффективной, выстроить четкую иерархию в правительстве, убрав из него чуждые элементы, то США будет ждать ренессанс по сравнению со временем, когда страной управляла администрация Байдена.

При подготовке материала «Известия» беседовали и учитывали мнения:

  • политолога Сергея Станкевича;
  • политолога Игоря Семеновского;
  • политолога Дмитрия Дробницкого.
Читайте также
Прямой эфир