Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Дамаске и Алеппо по спецразрешениям возобновили работу аэропорты
Интернет и технологии
Google Play запретит монетизацию для приложений из России
Экономика
В ЦБ рассказали об участившихся негативных схемах банков с ипотекой
Мир
Советнику принца Эндрю запретили въезд в Британию из-за шпионажа в пользу КНР
Политика
В России хотят запретить списание средств от продажи жилья должников
Армия
В программу подготовки штурмовиков ввели обучение действиям в тоннелях
Мир
Молдавия ввела с 16 декабря ЧП из-за неопределенности с транзитом газа по Украине
Мир
Байден одобрил новый пакет военной помощи Украине
Мир
Генпрокурор РФ выступил на конференции против преступлений геноцида
Мир
В ЕЭК рассказали о росте торговли с Турцией и Индией
Экономика
Сервисы готовой еды предрекли снижение покупательской способности в 2025 году
Мир
В ЕП заявили о вмешательстве в дела Грузии накануне выборов
Мир
Украинский сталелитейный завод прекратил добычу на объекте у Красноармейска
Мир
Рябков назвал две новые страны — партнеры БРИКС
Армия
Ефрейтор Райдер сбил украинский дрон-камикадзе в зоне СВО
Общество
К тушению склада в Новосибирске привлекли дроны
Экономика
ЦБ сдвинул сроки выпуска в обращение обновленных банкнот до 2028 года
Происшествия
Силы ПВО уничтожили 10 беспилотников ВСУ над территорией РФ

Запад проигрывает в войне санкций. И вот почему

EUobserver: ЕС планирует согласовать 15-й пакет санкций против РФ к 19 ноября
0
Фото: Global Look Press/Philipp von Ditfurth
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В США и Евросоюзе санкции долгое время считались мощным экономическим инструментом, который заставляет другие страны «играть по правилам». Но стоило его применить к России, как эффект от этих мер бумерангом ударил уже по европейским странам. Несмотря на это, они продолжают идти по пути рестрикций: стало известно, что 15-й пакет санкций Евросоюз планирует согласовать к 19 ноября. Почему Западу не удалось изолировать Россию и как санкционная политика укрепила ее экономику — в материале «Известий».

Политика ограничений исчерпала себя

• С тех пор как в 1945 году Уставом ООН были внесены изменения в международную правовую систему, Совет Безопасности организации получил право вводить санкции против государств. Ранее такие действия могли быть расценены как нарушение нейтралитета или акт войны. С середины века санкции стали для Запада удобным инструментом, который позволял экономически давить на страну без необходимости вступать с ней в военные действия. Особую популярность санкции получили в США — уже в 1949 году Вашингтон ввел ограничения на экспорт для СССР и его европейских союзников.

• Позже Вашингтон, пользуясь тем, что доллар является международной валютой, начал вводить ограничения самостоятельно, без участия Совбеза ООН. Со временем санкции превратились в инструмент для неугодных: американское законодательство несколько раз менялось, чтобы ограничения для стран и организаций не только служили сдерживающим фактором, но и помогали продвигать интересы США за рубежом. Одновременно с этим американские институты заговорили о том, что эффекта от санкций нет: в 2017 году в Латинской Америке основной удар от экономических мер пришелся на уязвимое население, а не на коррумпированных, по мнению Белого дома, политиков и бизнесменов, от которых это население предполагалось защитить.

• Самым серьезным испытанием санкционной политики США стало введение ограничений против России, которая является одной из десяти крупнейших экономик мира. Вместо того, чтобы принудить Москву действовать так, как хотел Вашингтон, Штаты получили жалобы местных крупных капиталистов на расходы из-за соблюдения многочисленных инструкций по работе с российскими компаниями. Также Запад столкнулся с недовольством европейских компаний из-за вынужденного закрытия бизнеса в России и сопутствующих издержек. Более того, санкции стали угрозой американской валюте, потому что зависимость от доллара стала потенциально рискованной.

Усиление санкций привело к смене власти в США

• Особенно усердно санкции против России вводила администрация президента США Джо Байдена, сохраняя для Вашингтона лазейки в отдельных чувствительных отраслях промышленности. Ограничения на торговлю с РФ и доступ к российским энергоресурсам привели к нарушениям в поставках и росту стоимости товаров во всем мире. В 2022 году в США только продуктовая инфляция достигла 10%, а энергоносители подорожали более чем на 34%. Байден обвинял в росте цен на топливо и еду Москву и проводимую ей СВО.

• США удалось избежать технической рецессии (что не получилось у еврозоны), цены там росли не такими быстрыми темпами, как в Европе, на которую большое влияние оказало снижение закупок российского газа. Но при этом американцы не простили действующему президенту-демократу, что при его правлении инфляция держится у 9,2%, а расходы домохозяйств выросли в разы.

• Кандидат на пост главы государства от Демократической партии Камала Харрис не делала основную ставку на экономику, придерживаясь существующего курса, и обещала в лучшем случае снижение налогов для среднего класса, поддержку малого бизнеса, доступного жилья и здравоохранения. Эти заявления померкли на фоне программы кандидата от республиканцев. Дональд Трамп декларировал масштабное снижение налогов, сокращение социальных расходов и госрегулирования, отмену зеленых законов, принятых предыдущей администрацией, включая ограничения на добычу сланцевой нефти и газа, которые привели к росту стоимости топлива. Иными словами, он апеллировал к решению насущных проблем избирателей.

• Попытки демократов убедить электорат, что во всем виновата Москва, продолжая при этом создавать предпосылки для роста цен, привели к тому, что население США разуверилось в президенте и отвернулось от Демократической партии. Результаты выборов показали, что американцев заботят не столько конфликты на Ближнем Востоке и Украине, в которых увязли продвигающие их демократы, сколько экономика внутри страны. Республиканцам удалось привлечь на свою сторону даже тот электорат, на который традиционно опирались демократы. Молодые латиноамериканцы и афроамериканцы заявили, что голосовали за кандидата от Республиканской партии, потому что не верят обещаниям демократов и вновь рассчитывают на снижение налогов — ту же политику Трамп проводил, будучи президентом в 2016 году.

Экономические ограничения породили теневой бизнес

Расследование The Washington Post установило, что иностранные расходы на лоббирование в США, связанное с санкциями, достигли $31 млн в 2022 году. Но гораздо сильнее экономические ограничения ударили по американским компаниям. Их расходы на юридические консультации по правилам соблюдения санкций в 2023 году превысили $353 млн.

• Еще одним следствием санкционной политики США стало возникновение новой индустрии влияния. Ее назвали Beltway — «кольцевая дорога» — по аналогии с английским выражением, описывающим округ Вашингтон и намекающим на изолированность правительства США. Этот обходной путь создают юристы, чиновники и даже бывшие конгрессмены для попавших под санкции государств и компаний. Журналисты насчитали не менее 190 бывших чиновников США, которые сейчас работают в лоббистских компаниях, связанных с манипуляциями в санкционной политике, осуществляемыми в интересах заказчика.

Справка «Известий»

Лобби осуществляется не только для снятия наложенных ограничений, но и для введения санкций против конкурентов. В течение 2015–2021 годов лоббисты денверской фирмы по производству удобрений Intrepid Potash добивались введения санкций против президента Белоруссии Александра Лукашенко, чтобы вытеснить белорусских производителей калия с международных рынков: в результате мировые цены на калий достигли максимума за последние 13 лет.

В случае с Россией тоже существует много примеров получения недобросовестного коммерческого преимущества: это и теракт против газопроводов «Северный поток», и заградительные пошлины на российские товары. В 2022 году американский крупный производитель алюминия — корпорация Alcoa — потратил более $1 млн, чтобы пролоббировать ограничения для российских алюминиевых компаний.

• Были и случаи некоторых послаблений санкций, когда это было нужно американским производителям. Аналитики отмечают, что в случае с европейскими промышленниками ограничения соблюдаются гораздо жестче. В частности, санкции США против суданского режима Омара аль-Башира, которого Международный уголовный суд разыскивает за геноцид, были сняты благодаря лоббистской фирме, которой платили $40 тыс. в месяц. Таким образом, нужную линию внешней политики США оказалось возможным купить, а санкции из инструмента сдерживания превратились в инструмент давления.

Удар по европейской экономике

• Кризис на Украине и санкции против РФ привели к росту цен на продовольствие и непродовольственные товары в Европе. Даже в благополучной Норвегии за три года расходы семей на еду выросли на треть. Исследователи Consumption Research Norway (SIFO) в своем отчете проводят параллели с инфляцией в Европе, причины которой кроются в значительном росте расходов на транспорт, электроэнергию, удобрения и сырье, которые стали подсанкционными товарами.

• Страны Европы ищут способ обойти ограничения, чтобы продолжить поставки ресурсов и товаров из России. В 2023 году импорт из России в Швецию составил $47,41 млн, при этом страна продолжает импортировать российский газ. Часть европейских импортеров отказалась от трубопроводного газа и приобретает сжиженный — в том числе и из России. На конец июля 2024 года США переориентировались на более выгодные азиатские рынки и сократили поставки СПГ в Европу втрое с начала года — до 1,5 млн т газа, в то время как Россия поставила европейским потребителям 1,3 млн т.

• США проводят политику ограничений с целью расчистить для себя европейские рынки. После того как ЕС пришлось отказаться от российского газа, его место занял более дорогой американский сжиженный газ, а европейцам пришлось строить дополнительный СПГ-терминал. Ограничения на закупку обогащенного урана также коснулись только европейских АЭС, потому что США продолжат закупать уран в России до 2028 года.

• Сейчас европейцы встревожены ответными санкциями России: возможным введении эмбарго на поставки никеля, урана, титана и других полезных ископаемых. Россия входит в тройку лидеров по их добыче и экспорту, и прекращение поставок может ударить по критически важным отраслям промышленности западных стран. Аналитики считают, что эффект отсутствия российских энергоресурсов будет нарастать — после непростого 2023 года Европа пытается выбраться из рецессии, но из-за слабой экономики Германии, которая обычно выступала драйвером роста, прогнозы не слишком оптимистичны. Немецкие промышленные предприятия закрываются и переносят производство в США и Китай, где энергоносители стоят дешевле. Преодолевать ущерб от санкций Европе придется в течение десятилетий, уверены в экспертном сообществе.

• Европейский совет по международным отношениям признал, что санкции против России не достигли результата, поскольку оказались избыточными и намного жестче изначально запланированных мер. В частности, предполагалось ввести ограничения против банковской сферы, суверенного долга РФ и ограничить доступ страны к западным технологиям. Ограничение экспорта нефти и газа из России в Евросоюз не было изначально заявлено в пакетах санкций.

Россия обернула санкции себе на пользу

• Фейк о том, что санкции якобы отбросили российскую экономику в развитии, уже опровергнут. Рост ВВП показывает, что ограничения не оказали значительного влияния: после снижения показателя на 1,2% в 2022 году уже через год экономика отыграла падение втрое — ВВП вырос на 3,6%.

• По оценке экономистов, на начальном этапе санкции не оказали желаемого Западом эффекта, потому что российские предприятия привыкли делать запасы и благодаря этому выиграли время на поиск аналогов. Ориентация российской экономики на производство сырьевых и близких к сырью товаров в этом случае сыграла в пользу отечественных производителей и помогла им справиться с шоками.

• В условиях изоляции связь России с мировой экономикой стала слабее, но не прервалась. Объемы внешней торговли мало изменились, поскольку цены на сырье определяются не только санкциями, но и глобальным спросом.

• Находясь под беспрецедентным санкционным давлением, Россия нашла новые возможности для своего развития: импортозамещающие производства и цифровые технологии получили государственную поддержку. Заметный прорыв произошел в банковской сфере — бесконтактные платежи, система быстрых платежей и дистанционные услуги в РФ получили более широкое распространение, чем на Западе.

• На фоне смены власти в США в мире широко обсуждается возможность переговоров по урегулированию конфликта на Украине, и одним из требований российской стороны является снятие санкций. Европейский и американский бизнес, ушедший из России под давлением правительств своих стран или вследствие экономических ограничений, уже изъявляет желание вернуться обратно. Но у экспертов есть сомнения в том, что США поддержат такое решение. Также есть опасения, что в случае снятия санкций возрастет риск вновь попасть в зависимость от западных технологий, и потому некоторые сферы необходимо защитить на государственном уровне.

При подготовке материала «Известия» учитывали мнения и беседовали с:

  • первым заместителем председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественной экспертизе законопроектов Александром Асафовым;
  • политологом-публицистом Юрием Световым;
  • приглашенным профессором Института экономики и финансов Эйнауди (EIEF) Константином Егоровым;
  • профессором Российской экономической школы Валерием Чернооким.
Читайте также
Прямой эфир