Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Цифровой «Союз»

Историк космонавтики Павел Гайдук — о подвиге создателей «Союза 2.1.а» к 20-летию запуска ракеты-носителя
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

8 ноября 2004 года со стартового стола космодрома Плесецк была впервые запущена новая модификация ракеты-носителя «Союз» с постфиксом «2.1а». Это многофункциональный аппарат, который совместно с разгонным блоком «Фрегат» или блоком выведения «Волга» может выводить полезную нагрузку на различные орбиты.

Первый запуск «Союза-2.1а» был произведен в тестовом режиме. Ракету направили по суборбитальной траектории с грузогабаритным макетом в качестве полезной нагрузки. Изначально носитель считался модифицированным вариантом ракеты «Союз-У», которая эксплуатировалась с 1973 года. Однако по мере развития «Союз-2.1а» также стал родоначальником семейства ракет.

Одна из особенностей этого аппарата — в том, что на нем отечественные конструкторы впервые реализовали полностью цифровую сдвоенную систему управления. Она была разработана в НПО автоматики имени Н.А. Семихатова. Таким образом началось активное внедрение цифровых технологий в процесс запуска и управления российской космической техникой.

С 2020 года ракету «Союз 2.1а» стали также использовать для запуска в пилотируемых аппаратов «Союз-МС». При этом в космическом корабле был реализован еще один цифровой вычислительный комплекс, который позволял летать к МКС по сверхкороткой двухвитковой схеме — с общим временем подлета три часа (а потенциально — и по одновитковой схеме за 1,5 часа). При этом наземный комплекс стал проще, а сама ракета — точнее.

Цифровая модернизация также затронула обновленные двигатели первой и второй ступеней — РД-107А и РД-108А. В частности, была внедрена новая система телеизмерений, что позволило повысить точность выведения, устойчивость и управляемость ракеты-носителя. Кроме того, бортовая вычислительная машина была заменена на более современную, производительную и менее габаритную. Вместе с тем в результате комплексных цифровых инноваций были разработаны новые модификации носителя — «Союз-2.1б» и «Союз-2.1в».

Стоит отметить, что первый из них был оснащен обновленным двигателем третьей ступени. Это РД-0124, который отличается от предшественника РД-0110 (и прочих «высотных» двигателей) лучшими характеристиками для топливной пары керосин — кислород. Это увеличило возможности вывода ракет на низкую околоземную орбиту с грузом до 8 т. Вместе с тем «Союз 2.1в» лишилась боковых блоков, за что ее в шутку называют «семерка без морковок», напоминая об общем происхождении отечественных ракет от единого «предка» — межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Подводя итог, можно констатировать, что запуск «Союза 2.1а» стал историческим событием в том числе и потому, что положил начало переводу отечественной ракетно-космической техники на цифру. Первый этап этого процесса логично считать успешно завершенным в 2020 году, когда носитель был интегрирован с пилотируемым кораблем «Союз-МС». В этом подвиг отечественных специалистов космической отрасли, которые сумели перевести старую технику на новые рельсы. Такая модернизация порой сложнее, чем создания нового изделия с нуля.

Автор — старший научный сотрудник, куратор космической коллекции Политехнического музея

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир