В состоянии боеготовности: НАТО хочет прибегнуть к ядерному сдерживанию РФ
В НАТО обсуждают вопрос о том, чтобы привести в состояние боевой готовности ядерные ракеты. Как пояснили в Североатлантическом альянсе, делается это в рамках ядерного сдерживания из-за растущих угроз со стороны Москвы и Пекина. Ранее подобного рода дискуссии проходили в обстановке строжайшей секретности, однако теперь в альянсе решили не скрывать некоторые свои намерения. Подробности — в материале «Известий».
Показать ядерный арсенал
«Я не буду вдаваться в оперативные подробности о том, сколько ядерных боеголовок должно быть в состоянии боеготовности и какие должны храниться, но нам нужно проконсультироваться по этим вопросам. Это именно то, что мы делаем», — заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг в интервью газете The Daily Telegraph.
Он отметил, что альянс должен продемонстрировать свой ядерный арсенал из-за роста угроз со стороны противников — Китая и России. Генсек добавил, что НАТО таким образом должно послать прямой сигнал. Столтенберг подчеркнул, что велись переговоры по изъятию ракет со складов и переводу их в режим ожидания.
Он также отметил, что целью альянса является мир без ядерного оружия, но до тех пор, пока оно существует, НАТО будет оставаться ядерным блоком. «Потому что мир, в котором у России, Китая и Северной Кореи есть ядерное оружие, а у НАТО его нет, является более опасным миром», — считает глава альянса.
Накануне был обнародован доклад Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI). В публикации сообщалось, что за 2023 год девять ядерных держав, включая пять официальных (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция) и четыре неофициальные (Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея), развернули новые ядерные вооружения.
При этом около 90% всего ядерного оружия в мире приходится на РФ и США. Федерация американских ученых сообщила, что у США на данный момент 5044 ядерные боеголовки, у России — 5580, у Китая — 500, у КНДР — 50. По словам Столтенберга, в последнее время Китай значительно наращивает свои ядерные силы. Еще год назад у КНР было 400 боеголовок, а к 2030 году она планирует увеличить их число до 1 тыс.
Генсек уверен, что при таком сценарии альянс может столкнуться «с тем, с чем никогда ранее не сталкивался: двумя потенциальными противниками, которые обладают ядерной мощью», — Китаем и Россией. Столтенберг заявил, что Вашингтон и его европейские партнеры модернизируют свои силы ядерного сдерживания, в частности американцы — гравитационные бомбы, европейские страны — самолеты, предназначенные для ядерной миссии Североатлантического альянса.
Новая эра соперничества
Издание The Daily Telegraph отмечает, что еще 10 лет назад, когда Столтенберг только возглавил альянс, ядерные учения проводили в условиях строжайшей секретности.
Ранее в Вашингтоне не исключали, что в будущем США решат наращивать свой ядерный арсенал. По словам специального помощника американского президента Праная Вадди, в Белом доме уверены, что «наступила новая эра соперничества», и поэтому необходимы «новые стратегии и решения».
Он добавил, что американские власти пойдут на такие шаги, если его «противники — Россия, Китай и Северная Корея — не изменят свою нынешнюю траекторию». Он также отметил, что Вашингтон готов договариваться с Москвой и Пекином о мерах по контролю над вооружениями, однако в администрации Байдена уверены, что осуществлять это нужно с позиции силы.
По словам Вадди, Вашингтон заинтересован в выработке новых договоренностей, которые бы заменили истекающий в начале 2026 года Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), подписанный между США и РФ.
Специальный помощник президента США добавил, что до истечения срока действия соглашения Вашингтон будет придерживаться количественных потолков, предусмотренных этим документом, но лишь в том случае, если Москва будет поступать так же.
В Москве не раз давали понять, что готовы вернуться к переговорам с американцами по стратегической стабильности и контролю над вооружениями, но при условии, что Вашингтон откажется от «курса на подрыв безопасности РФ». В Китае, в свою очередь, видят необходимость начинать с США переговоры по контролю над ядерными вооружениями из-за большой разницы в ядерных потенциалах двух стран, а также из-за политики, которую Вашингтон проводит в отношении Пекина.
Эскалация растет
Политолог Юрий Баранчик полагает, что США не смогут навязать России и Китаю переговоры по ядерному оружию.
— И американские страшилки в виде заявлений, что РФ и США «столкнутся с ухудшением обстановки в области безопасности», не сработают. Во-первых, потому что эту обстановку Вашингтон и сейчас ухудшает. Во-вторых, что бы там ни заявлял Пранай Вадди из Совета национальной безопасности США, и Москва, и Китай останутся при своем, — уверен эксперт.
Он добавил, что Москва поставила два условия для ведения переговоров по стратегическому сдерживанию.
— Это общая деконфликтация с США и их союзниками, то есть выход их из прокси-войны с Россией, и учет — с американским стратегическим ядерным потенциалом — ядерных потенциалов Британии и Франции, — пояснил специалист.
По его словам, ни по одному из этих условий подвижек нет.
— Наоборот, мы наблюдаем дальнейший рост эскалации. У Пекина свои расчеты. Он справедливо заявляет, что обсуждать нечего, так как его ядерный потенциал кратно меньше американского. Так что угрозы США вызовут лишь дальнейший рост напряженности по линии отношений между Вашингтоном с одной стороны и Москвой и Пекином с другой, — подытожил аналитик.
Обмен мнениями
Политолог Федор Лукьянов в беседе с «Известиями» выразил мнение, что это пока риторический обмен между Россией и США.
— Российская сторона вполне сознательно подчеркивает наличие ядерного фактора во всем этом комплексе проблем и в довольно уклончивой форме напоминает о том, что он есть. Мы помним дискуссию [политолога и заслуженного профессора Высшей школы экономики] Сергея Караганова и [президента России] Владимира Путина на ПМЭФ, обозначены обе позиции, — пояснил эксперт.
Специалист добавил, что, безусловно, Россия напоминает, что у конфликта есть и ядерное измерение.
— НАТО реагирует. Я не очень понимаю, в какой степени Столтенберг уполномочен это говорить. Все-таки генсек НАТО — это аппарат, а не политик, который выступает с заявлениями, — отметил аналитик.
По мнению Лукьянова, в принципе в этом нет ничего удивительного.
— Если пас дан с российской стороны, они его приняли. Я бы пока не драматизировал, это именно игра в мяч. Но тот факт, что сама ядерная тема вернулась, очевиден, и само по себе это открывает в перспективе довольно широкое поле, — подытожил политолог.