Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров и глава МИД Ливана обсудили удары Израиля и ситуацию на Ближнем Востоке
Мир
Посол Финляндии высказался о неизбежности изменений отношений с Россией
Мир
Зеленский затронул тему выборов в США на встрече с Трампом
Общество
Электроснабжение восстановили после взрыва на АЗС в Дагестане
Мир
В США отказались называть удары Израиля по Бейруту эскалацией
Общество
В Дагестане на АЗС выявлены более 4,5 тыс. нарушений требований безопасности
Мир
Президент Польши признал желание многих стран возобновить связи с Россией
Общество
В Дагестане объявили 28 сентября днем траура
Мир
В ЦАХАЛ призвали жителей двух кварталов пригорода Бейрута эвакуироваться
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах российских военных в зоне СВО
Мир
РФ будет добиваться переноса штаб-квартиры БДИПЧ ОБСЕ из Польши
Мир
Нетаньяху заявил в ООН об уничтожении 23 из 24 батальонов ХАМАС в секторе Газа
Мир
Лавров на СБ ООН назвал атаки Израиля по Ливану грубым нарушением суверенитета
Общество
Фонд «Инсан» организовал помощь родственникам раненых при взрыве в Махачкале
Мир
Израильские ВВС нанесли удар по военным объектам «Хезболлы» в Ливане
Мир
Зеленский назвал разговор с Трампом содержательным
Общество
Родственники пострадавших при взрыве на АЗС рассказали об их состоянии
Мир
Ветеран ВМФ США обратил внимание на мимику и жестикуляцию Зеленского

Турецкий выбор

Политолог Фархад Ибрагимов — о решении Анкары не следовать политике Запада
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Находящаяся на перекрестке географических контуров и цивилизаций Турция в условиях нарастающей турбулентности в геополитике стоит перед сложным для нее выбором. С одной стороны, Эрдоган всячески пытается по мере возможности продвигать свою повестку, стремясь исходить из собственных интересов. С другой же, турецкий президент демонстрирует движение в фарватере НАТО, не давая повода думать о том, что возглавляемая им страна может когда-либо покинуть альянс.

Тем не менее словно гром среди ясного неба прозвучало в начале июня заявление главы МИД Турции Хакана Фидана о том, что Анкара желает войти в БРИКС. И пусть это скорее экономическая, чем политическая организация, но есть основание полагать, что ее трансформация в геополитический проект — это всего лишь вопрос времени. В кулуарах турецкой политики разговоры о такой перспективе идут последние несколько лет. Но впервые из уст главы внешнеполитического ведомства об этом было заявлено. Анкара таким образом ясно дает понять, что она намерена нивелировать влияние Запада на свои внутренние и внешние дела, поскольку вступление в БРИКС рассматривается Турцией как способ укрепить свой суверенитет и снизить давление со стороны Вашингтона.

К слову, подталкивал Анкару к вступлению в эту организацию и погибший президент Ирана Эбрахим Раиси в ходе своего визита в Турцию в январе этого года, усилиями которого сама Исламская Республика стала полноправным членом структуры с 1 января этого года. И за время его нахождения на посту президента Иран значительно укрепил свои политические и экономические связи с Россией, тем самым обозначив свою внешнеполитическую линию поведения. Раиси тогда убеждал Эрдогана в том, что нахождение Турции в БРИКС сулит больше перспектив для страны, чем то, что предлагает Запад, который на протяжении последних нескольких лет кормит Анкару постоянными «завтраками» и время от времени шантажирует.

Вообще Турция в последнее время делает всё больше заявлений, которые расходятся с генеральной линией поведения НАТО. Так, в конце мая Анкара устами вышеупомянутого главы МИД Хакана Фидана дала понять, что решительно выступает против вовлечения альянса в боевые действия на Украине, считая, что такой шаг может вызвать эскалацию конфликта и его территориальное распространение. Глава турецкой дипломатии хоть и отметил, что Анкара поддерживает продолжение помощи Киеву в деле обеспечения сдерживания, но в то же время подчеркнул, что Турция категорически против того, чтобы блок НАТО участвовал в конфликте.

Проще говоря, сам Эрдоган ясно дал понять, что если альянс вздумает объявить России войну, то на республику пусть даже не рассчитывает. Также президент Турции заявил: поддерживающее военные действия на Украине лобби заблокировало и саботировало стамбульские инициативы Анкары, которые должны были урегулировать конфликт. Турецкая пресса сразу же стала пестрить заголовками о том, что именно Запад — главный разжигатель и виновник в сложившейся ситуации на Украине. В Анкаре особо подчеркивают: в то время как Москва ведет себя продуктивно, последовательно и ответственно, делая от себя всё возможное, чтобы не допустить третью мировую, Вашингтон и его так называемые союзники в Европе лишь усугубляют обстановку и не оставляют пространства для переговоров. Этот тезис турецких обозревателей подкреплен и тем, что киевский режим сам себе (по указу из Вашингтона) запретил проведение переговоров с Россией и Владимиром Путиным.

В Турции прекрасно понимают, что в случае полномасштабной войны ситуация в мире однозначно скатится к самым непредсказуемым последствиям и Анкаре придется сделать очевидный выбор, чего она явно избегает. Теперь же, когда Киев, очевидно, проигрывает в конфликте, Запад буквально не понимает, как ему действовать дальше, и потому переходит ко всё более агрессивной риторике, повышая градус, угрожая отправкой военных и оказывая давление на тех, кто не хочет принимать участия в этой авантюре.

Эти телодвижения альянса хорошо чувствуют в Словакии, Венгрии и Италии, где последовательно и четко выступают против наращивания военной помощи киевскому режиму и не поддерживают агрессивные высказывания президента Франции Макрона относительно возможной отправки войск к границам России. При этом, несмотря на то что Турция в лице всё того же Фидана участвовала в так называемой мирной конференции по Украине в Швейцарии, не было сделано «революционных» заявлений, на которые до последнего рассчитывали в Вашингтоне. Напротив, турецкий министр прямо заявил: «Мирный саммит» был бы результативнее, если бы в нем участвовала Россия».

За несколько дней до этого Хакан Фидан посетил Нижний Новгород для участия в саммите глав МИД стран БРИКС. Тем самым Анкара продемонстрировала реальный интерес к структуре, и, скорее всего, именно в Казани (Россия в этом году — хозяйка саммита) будет объявлено о вступлении в структуру. После саммита главу турецкой дипломатии в Кремле принял Владимир Путин. Глава российского государства поблагодарил Турцию за стремление к урегулированию украинского кризиса.

Турецкие обозреватели, причем как аффилированные с властями, так и с оппозицией, а также не причисляющие себя к какому-либо политическому крылу, задают один и тот же вопрос: почему их страна должна воевать за Украину, для чего турки должны гибнуть за амбиции американской марионетки Зеленского и вообще что Украина сделала такого для нее, чтобы та ее защищала?

Параллельно в Анкаре особо обращают внимание на свои отношения с Москвой. Товарооборот между обеими странами по итогам прошлого года достиг отметки в невиданных ранее между странами $60 млрд, и в этом году с большой долей вероятности рекорд будет побит. Российско-турецкие отношения сегодня — это не просто туризм и ситуативные проекты. Это многогранная полномасштабная кооперация, которая охватывает практически все политические и экономические аспекты взаимоотношений. Газовый хаб, строительство АЭС (и, скорее всего, не одной), расширение экономических связей, кооперация в военно-политической плоскости, а также попытка Турции избавиться от западного зонтика и присоединиться постепенно к проектам, в которых Москва занимает лидирующие позиции (ШОС, БРИКС), выступают платформой, с помощью которой Турция всё еще продолжает сохранять определенную сбалансированность и не зависеть полностью от Вашингтона.

Для Анкары Киев не более чем «чемодан без ручки», который если несколько лет назад мог вызвать жалость, то сегодня — только раздражение. Влиятельная турецкая газета «Джумхурийет» прямо отмечает, что киевский режим уже проиграл и этот провал заставляет НАТО идти на крайние меры. Но не ради Украины и Зеленского, а лишь для того, чтобы сохранить свое лицо. В Анкаре хорошо осознают, что прошедшая конференция была направлена вовсе не на мир, а на укрепление западного блока и обеспечение единства в вопросе поддержки киевского режима, которого явно нет, потому Россия и не была на нее приглашена.

В Турции также особо подчеркивают, что их неприсоединение к санкционному режиму против Москвы и попытка ведения относительно сбалансированной политики могут послужить катализатором для продолжения поляризации в Североатлантическом альянсе: поведение Венгрии и Словакии — тому наглядный показатель. В Анкаре больше всего опасаются такого развития событий, из которого выхода потом уже не будет. Остановите безумцев на Западе — вот о чем чаще всего говорят в Турции, да и на всем Глобальном Юге.

Автор — эксперт, преподаватель экономического факультета РУДН им. П. Лумумбы, приглашенный преподаватель ИОН РАНХиГС при президенте РФ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир