Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
В РФ утвердили штрафы до 60 млн рублей за подделку документов о миграции
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Спорт
«Спартак» благодаря покеру Угальде обыграл «Локомотив» со счетом 5:2
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Мир
Маск вновь возглавил список самых богатых людей планеты
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Общество
Москвичей предупредили о гололедице вечером 23 ноября
Спорт
Россиянка Лысенко выиграла в кейрине на первом этапе Лиги чемпионов на треке
Мир
Крупнейшая швейцарская партия выступила против новой помощи Украине
Происшествия
В Кисловодске при пожаре в частном доме погибли два человека
Происшествия
В Калмыкии мужчина и двое детей погибли в ДТП с участием грузовика
Происшествия
Пожар в квартире на юго-востоке Москвы ликвидировали
Политика
В РФ запретили усыновлять детей гражданам стран, где разрешена смена пола
Спорт
Петр Ян одержал победу в бою с Дейвисоном Фигейредо
Мир
Зеленский обвинил Запад в неукомплектованности ВСУ
Мир
В ЦПВС сообщили о 23 нарушениях возглавляемой США коалицией в небе Сирии
Мир
Израиль нанес удар по КПП на границе Сирии и Ливана
Происшествия
Жителей пострадавшей от пожара многоэтажки в Москве начали пускать в квартиры
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россиянам стали массово приходить требования о доплате 300–840 тыс. рублей утилизационного сбора за машины, ввезенные по параллельному импорту. Проблема коснулась 5–7 тыс. автовладельцев, говорят участники рынка. Это люди, которые заказывали авто через посредников, для личного пользования и рассчитывали на оплату сбора по льготным коэффициентам. Но Федеральная таможенная служба рассчитала их по коммерческим ставкам — как для машин, ввозимых дилерами. Претензии ФТС коснулись и самих посредников — здесь требования доходят до миллионов рублей. Почему пожелавшие сэкономить люди теперь должны заплатить по повышенному тарифу и законно ли это — в материале «Известий».

Скупой заплатит

Россияне, которые решили сэкономить на покупке импортных автомобилей и заказывали их у частных посредников, столкнулись с требованиями ФТС оплатить утилизационный сбор по повышенным тарифам. Речь идет о 300–800 тыс. рублей в зависимости от модели машины, рассказали «Известиям» владельцы таких машин.

Сейчас для граждан, которые ввозят машины с мотором объемом до 3 л для личного пользования установлены льготные коэффициенты утилизационного сбора: 0,17 для автомобилей до трех лет и 0,26 для старше трех лет. Таким образом, сбор составляет 3,4 тыс. и 5,2 тыс. рублей соответственно, следует из постановления правительства.

Но если машина ввозится для перепродажи, коэффициенты резко растут. До осени 2023 года на наиболее ходовые модели они составляли от 8,92 до 15,69 (то есть сбор был равен 178–313 тыс.). А с 29 октября прошлого года правительство резко повысило их, вплоть до 63,95. И с этого времени сбор начинается от 300 тыс. рублей и может доходить почти до 1,3 млн.

Кроме того, повысив коэффициенты, правительство установило еще одно требование для уплаты именно льготного тарифа — своевременное оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) или электронного паспорта (ЭПТС). Например, те, кто ввезли машины до 29 октября, обязан были оформить эти документы до 21 декабря. В противном случае они тоже платили сбор по коммерческим тарифам, даже если ввезли машину для личного пользования. Но успели не все.

авто
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

Дамир Турлин заказал Kia Carnival из Кореи через посредника.

— Машину растаможили 27 октября 2023 года в Казахстане, и СБКТС было местным. Но так как отсутствовала кнопка ГЛОНАСС, российский документ я смог оформить только 27 декабря, — рассказал он «Известиям».

Так как объем двигателя этого автомобиля более 3 л, Дамиру пришло требование о доплате 845 тыс. рублей утильсбора.

Анна также приобрела автомобиль через посредника. Машину для нее импортировали из Китая в Киргизию, и только 9 ноября транспорт прибыл в Россию. СБКТС Анна оформила 9 декабря.

Андрей приобрел автомобиль в Киргизии 2 октября 2023 года, сделал там местное СБКТС и через три дня въехал в Россию. Но из-за финансовых проблем российские документы смог оформить только 26 декабря. Сейчас Андрей должен оплатить около 300 тыс. рублей утильсбора.

Во всех этих случаях пострадавшие не выполнили необходимые условия на начисление льготного утильсбора, следует из пояснений Минпромторга.

«Известия» направили запрос в ФТС с вопросами о том, как много людей попросили списать с них коммерческий утильсбор. Но в Федеральной таможенной службе издание попросили перенаправить вопрос Минпромторгу. На момент выхода материала ведомство не ответило.

Сбор
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Добавить утиль

Кроме обычных потребителей письма с требованием оплатить коммерческий утильсбор стали приходить и тем перекупщикам, которые делали свой маленький бизнес на параллельном импорте машин — то есть покупали за границей машину на свое имя, привозили ее в Россию будто бы для личного пользования и тут перепродавали. Так как утильсбор они платили по льготному тарифу, то и цены на такие автомобили могли устанавливать ниже, чем у дилеров, которые в цену своего товара закладывали сбор по полному тарифу.

ФТС выявляет таких людей и предъявляет им требования о доплате сборов, следует из документов, которые имеются в распоряжении редакции. В частности, одному из таких перекупщиков, Ивану Сергееву (фамилия изменена. — «Известия») пришло письмо за подписью заместителя начальника Центральной акцизной таможни. В документе указано, что Сергеев ввез на территорию России 29 транспортных средств (кроссоверы, внедорожники и минивэны Hyundai и Kia). Как показала проверка таможенных органов (копия акта проверки есть в распоряжении «Известий»), по всем этим автомобилям утилизационный сбор рассчитывался с использованием льготных ставок.

Но сотрудники Центральной акцизной таможни (ЦАТ) посчитали, что эти машины были ввезены не для личного пользования.

«Деятельность Сергеева характеризуется множественностью (повторяемостью) действий, связанных с приобретением и последующей продажей транспортных средств без совершения в отношении них действий по государственной регистрации, а также непродолжительностью периода времени, в течение которого транспортные средства находились в его собственности», — говорится в письме замначальника ЦАТ.

Таможенники указали, что 23 из 29 ввезенных Сергеевым машин были проданы и уже стоят на учете в Госавтоинспекции, зарегистрированные на других лиц.

Сбор
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Поскольку Сергеев воспользовался льготными ставками, не имея на то оснований, представители ЦАТ потребовали от него доплатить по каждому ввезенному автомобилю недостающую сумму утильсбора. В общей сложности претензии таможенников к нему теперь превышают 5,6 млн рублей.

Возможно ли списать повышенный утильсбор

С точки зрения законодательства требования по коммерческому утильсбору, предъявляемые к автовладельцу, вполне обоснованы, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Согласно закону «Об отходах производства и потребления», претензии по уплате утильсбора могут предъявляться как импортеру, так и конечному владельцу машины.

— Пытаться оспорить эти претензии бесполезно: они абсолютно законны, — заявил он «Известиям». — Практика показывает, что зачастую надзорные органы предъявляют требования о доплате покупателю, поскольку именно он физически обладает автомобилем, и в случае неуплаты на нее можно обратить взыскание.

Если импортером выступает иностранная компания или гражданин другой страны, то российской таможне гораздо проще предъявить претензии владельцу машины, подчеркнул юрист.

Автовладельцы, столкнувшиеся с претензиями таможенных органов, сейчас пожинают плоды своего желания сэкономить на покупке автомобиля, считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

— Это было предсказуемо: мы уже неоднократно предупреждали о том, что такая экономия в итоге выльется в дополнительные траты, — рассказал он «Известиям». — Практика показывает, что любые попытки обмануть систему и попытаться найти ту или иную лазейку обычно заканчиваются дополнительными расходами, которые съедают всю экономию.

сбор
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Претензии таможенных органов относительно доплаты утилизационного сбора коснулись примерно 5–7 тыс. автовладельцев, рассказал «Известиям» основатель компании «РоговМобиль» (специализируется на поставках автомобилей из-за рубежа) Дмитрий Рогов.

Если автовладельцы «попали на деньги», то могут попробовать обратиться в Минпромторг, попросить о полной амнистии по утильсбору или возможности оплатить его по старой ставке. Чем больше будет таких обращений, тем выше вероятность того, что им пойдут навстречу, полагает управляющий директор дилерского центра Frank Auto Ирина Франк.

С 1 апреля 2024 года вступают в силу новые правила, усиливающие контроль за порядком расчета размера платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран Евразийского экономического союза. Налоги и сборы, не доплаченные из-за занижения таможенной стоимости ввозимых автомобилей, будут добавлены к утилизационному сбору. Это может привести к очередным претензиям со стороны надзорных органов к автовладельцам, полагают опрошенные «Известиями» эксперты.

Читайте также
Прямой эфир