Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Военный эксперт указал на ряд проблем с подготовкой украинских пилотов для F-16
Спорт
Россия вышла в лидеры в медальном зачете по итогам первого дня Игр БРИКС
Мир
Политолог предрек эскалацию из-за планов НАТО создать базы для поставок Украине
Общество
Захарова указала на разрушение агрессивных планов мирового меньшинства в отношении РФ
Мир
Орбан заявил о планах НАТО создать три крупные базы для поставок оружия Киеву
Мир
Захарова назвала санкции Запада экономической войной против России
Армия
Белоусов заявил о необходимости избегать вариативности в поставках дронов в войска
Экономика
Пассажиропоток авиакомпаний РФ в мае вырос на 6,8%
Экономика
ФАС оштрафовала «Яндекс» за распространение ненадлежащей рекламы
Мир
Польские ВС подняли в небо авиацию якобы из-за активности РФ
Мир
В Японии объявили эвакуацию почти 314 тыс. человек из-за угрозы оползней
Авто
В Госдуме предложили запретить эвакуацию авто со знаком «Инвалид»
Экономика
Ушедшая из РФ Coca-Cola подала в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков
Мир
В КНДР указали на абсурдность конференции по Украине без участия России
Армия
Силы ПВО РФ сбили украинский беспилотник над Белгородской областью
Мир
Небензя назвал целью саммита по Украине в Швейцарии ультиматум РФ
Мир
Израиль рассмотрит возможность высылки представителей ООН
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России хотят ужесточить ответственность для банков за некорректное отображение данных о полной стоимости кредита в рекламе займов, выяснили «Известия». Штрафы могут вырасти до 1,6 млн рублей. С октября прошлого года финансовые организации рядом с привлекательной ставкой по займу должны указывать его полную стоимость — с учетом всех дополнительных расходов (например, страховок). Но из-за этого у них возникают проблемы с привлечением новых клиентов и в итоге банкам выгоднее ничего не менять, отметили эксперты. По их мнению, улучшить ситуацию в этой сфере поможет именно ужесточение ответственности за игнорирование закона.

На сколько могут поднять штрафы за нарушения в рекламе кредитов

Сейчас штрафы за некорректное отображение данных о полной стоимости кредита (ПСК) в рекламе банковских продуктов составляют от 20 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц и от 300 тыс. до 800 тыс. рублей для юрлиц. В ближайшем будущем штрафы за несоблюдение этих норм могут вырасти вдвое. Такая ответственность должна в том числе распространяться на требование указывать диапазон ПСК в любой рекламе, если в ней упоминается ставка по займу.

В понедельник, 5 февраля, правительство рассмотрит соответствующий законопроект на заседании комиссии по законопроектной деятельности (КЗД). Его подготовил Минюст и уже согласовали Минфин, Минэк и ФАС. Это следует из документов к КЗД, с которыми ознакомились «Известия». Источник в кабмине подтвердил эту информацию. Редакция направила запросы в правительство и указанные ведомства.

В случае принятия закона штрафы за некорректное указание ПСК в рекламе кредитов могут вырасти до диапазона от 40 тыс. до 100 тыс. рублей (для должностных лиц) и от 600 тысяч до 1,6 млн рублей (для самих банков) соответственно.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Справка «Известий»

Полная стоимость кредита помимо процентной ставки включает в себя любые платежи в пользу банка, которые предусмотрены договором. Чаще всего это оформление страховки, но также в расчет ПСК могут войти открытие банковского счета, платные SMS-оповещения и любые другие дополнительные услуги.

Закон, согласно которому банки обязаны указывать ПСК в рекламе займов, действует с 23 октября 2023 года, напомнила юрист компании «Генезис» Надежда Полищук. Из-за этого кредитные организации больше не могут привлекать клиентов только привлекательными условиями, не отображая реальной стоимости ссуды.

Помимо того, новая версия закона «О рекламе» предусматривает и более точный расчет полной стоимости кредита с учетом всех затрат заемщика, обусловливающих получение займа, отметила партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Виктория Большагина. По ее словам, до 23 октября банки могли не включать в ПСК платежи по оплате дополнительных услуг и в целом занижать показатель.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Пока информации о том, что финансовые организации привлекались к ответственности за некорректное указание ПСК в рекламе, не публиковалось. В ФАС информации по этому вопросу «Известиям» не предоставили. Редакция направила запросы в крупнейшие банки о том, выполнили ли они новые требования о рекламе.

Почему банки не хотят соблюдать требования по рекламе кредитов

Большинство участников рынка всё еще дорабатывают модели продаж в соответствии с требованиями законодательства, рассказала директор департамента коммуникационной политики финансового маркетплейса «Выберу.ру» Анна Романенко. На телевидении почти исчезла реклама кредитов, подтвердил основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский. В основном банки рекламируют другие продукты, например собственные сервисы и депозиты.

— С учетом относительно небольшой величины штрафов и отсутствия прецедентов наказания многим крупным банкам пока проще и выгоднее ничего не менять, — констатировал старший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин.

Гиганты финансового рынка находятся на перепутье: ведь в случае соблюдения требований по рекламе кредитов они могут столкнуться с падением потребительского спроса, отметила Анна Романенко из «Выберу.ру». И это принесет более ощутимые убытки, чем штрафы за нарушение новых норм. Так что вероятность того, что даже двукратное повышение может быть проигнорировано банками, сохраняется, заключила эксперт.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Ужесточение требований к рекламе кредитов может сделать ее более информативной, но в то же время отпугнуть клиентов из-за отображения информации о ПСК, добавил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Он также согласился, что из-за этого продажи банковских продуктов могут сократиться.

Изменения трудозатратны — работа над рекламой кредитов в новых условиях требует консультаций с юристами, маркетологами и даже с психологами, считает Иван Уклеин. По его словам, в таких условиях кратное повышение финансовой ответственности банков за нарушения действительно способно помочь защитить права потребителя.

Возможно, к ответственности стоит привлекать и вторую сторону — распространителей рекламы, которые выводят на широкую аудиторию некорректные кредитные предложения, добавила Анна Романенко. Взаимная ответственность компаний перед потребителями в итоге может привести к более четкому соблюдению закона, считает эксперт.

Прямой эфир