Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В России следователи смогут приостанавливать финансовые операции без решения суда
Мир
Начальник разведки ЦАХАЛ подал в отставку в связи с ошибкой ведомства 7 октября
Общество
Российская волейболистка Михайлина умерла в возрасте 21 года
Мир
Захарова назвала провокацией готовность Польши разместить ядерное оружие США
Мир
Лавров заявил о почти полной дедолларизации экономических связей РФ и Китая
Армия
ВС РФ полностью взяли под контроль Новомихайловку в ДНР
Мир
В Германии арестовали трех немцев за шпионаж в пользу Китая
Мир
El Pais указала на нулевую пользу для ВСУ от танков Leopard на фронте
Общество
Прокурор запросил семь лет строгого режима для директора по коммуникациям Meta
Политика
Алиев прибыл в Москву с рабочим визитом
Армия
В ДНР объяснили важность освобождения российскими силами Новомихайловки
Общество
Суд в Москве арестовал обвиняемого в убийстве байкера
Общество
Тверская прокуратура подала иск о признании геноцидом действий нацистов в годы ВОВ
Общество
Два самолета Utair чуть не столкнулись на посадочной полосе во Внуково
Общество
Бастрыкин поручил разобраться в ситуации с избиением Героя России в Подмосковье
Общество
В РФ операторов связи могут обязать предоставлять информацию МВД без решения суда
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минпромторг планирует продлить параллельный импорт автомобилей до конца 2027 года. Кроме того, с 1 февраля изменятся правила сертификации электромобилей и гибридов из дружественных стран. Российских производителей, в свою очередь, обяжут выпускать моторы не ниже норм «Евро-3» и одновременно отложат требование по обязательному оснащению автомобилей системой стабилизации ESP. Эксперты говорят о необходимости сохранения параллельного импорта, но предупреждают о серьезных рисках у покупателей таких машин. Подробности — в материале «Известий».

Три года ждут

В Министерстве промышленности и торговли предлагают продлить действие механизма оценки безопасности по постановлению № 855 до 31 декабря 2027 года. Это касается автомобилей тех брендов, которые официально прекратили свою деятельность на территории Российской Федерации. Цель данной меры — обеспечить население автомобилями различных сегментов рынка, отметили в пресс-службе ведомства. В настоящее время проект находится на согласовании в правительстве.

В мае 2022 года вступил в силу приказ Минпромторга, утверждающий перечень товаров, в отношении которых разрешен параллельный импорт. В нем оказалось более полусотни автобрендов, ушедших из России. Их модели стало возможным ввозить в нашу страну в обход официальных каналов дистрибуции. Процедуру упрощенного ввоза таких машин по заключению об оценке единичного транспортного средства регламентировало постановление № 855 от 12 мая 2022 года. Оно же разрешало параллельный импорт автомобилей до 1 февраля 2024-го. Теперь этот срок продлят еще на три года.

Инфинити машина
Фото: Unsplash

Рынок надо насыщать

Главный редактор «За рулем» Максим Кадаков назвал инициативу продлить параллельный импорт ожидаемой.

— У меня такое ощущение, что в Минпромторге услышали то, о чем говорили журналисты, аналитики рынка. О том, что нужно оставить какие-то дырочки для людей, чтобы можно было привозить машины, хотя бы наиболее востребованные. Объем параллельного импорта теперь стал мизерным, процентов пять, наверное. Это не тот объем, ради которого стоит ломать копья, — отметил Кадаков.

Планы по массовому производству автомобилей вместе с партнерами из дружественных стран пока так и не реализованы в полной мере, отмечает независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев.

— Рынок надо насыщать, поэтому и продлевается льготный режим. Плюс не стоит забывать про доходы государства за счет таможенных пошлин и утильсбора. Параллельный импорт в каком-то виде сохранится — европейский и японский премиум еще очень силен, несмотря на предложения китайской стороны, — полагает эксперт.

бмв
Фото: Unsplash

Серых схем станет больше

Параллельный импорт ожидает дальнейшая турбулентность, считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

— С одной стороны, понятно, что механизм ввоза автомобилей нужен, с другой — наша система растаможки и повышение утилизационного сбора делают такие машины просто неподъемными. Это приводит к увеличению разного рода серых схем, потому что любое занижение цены играет очень серьезную роль, — отмечает собеседник.

По его мнению, у государства два варианта. Первый — оставить всё как есть. Дельцы будут наживаться, а бюджет — ничего не получать. Второй путь — запрещать ввоз в каком-то виде или проводить силами ФТС аудит каждого ввезенного автомобиля с доначислением неуплаченных таможенных сборов. Также необходим аудит организаций, которые выдают документы.

— Некоторые лаборатории оформляют СБКТС, когда машины еще едут из Киргизии. Вся серая зона вокруг ввоза автомобилей порождает для людей фантастические долгосрочные риски, — рассказал он.

растаможка авто
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Дружественные и зеленые

Еще одно новшество, предлагаемое Минпромторгом: с 1 февраля 2024 года сертификация электромобилей и машин с гибридной силовой установкой брендов из дружественных стран будет осуществляться в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». В октябре прошлого года такую процедуру ввели для автопроизводителей, которые не прекращали официальные поставки в Россию. При это тогда для «электричек» и гибридов сделали исключение — для них продолжил действовать механизм оценки безопасности по постановлению № 85.

Сейчас из Китая в основном везут гибриды и электромобили, чаще всего по разным «корявым» схемам, отмечает Антон Шапарин.

— Насколько я понимаю, эти схемы хотят как-то обелить и разрешить ввоз через белый механизм НАМИ и российскую растаможку. При этом реальный ввоз будет штучным. Желающих таможить в России за наши деньги и ставки просто нет. Кто-нибудь из официальных дистрибьюторов китайцев будет оформлять документы на подобные нишевые машины через НАМИ, — рассказал эксперт.

электромобили в Китае
Фото: ТАСС/Hu Xiaofei/VCG/Visual China Grou

Стабилизируют, но позже

Проект постановления Минпромторга касается и автомобилей, выпускаемых в России. Так, с 1 февраля 2024 года такие транспортные средства должны соответствовать экологическому стандарту не ниже «Евро-3». При этом к ним допустимо не применять требования об обязательном оснащении системой курсовой устойчивости (ESP) вплоть до 31 декабря 2024 года. Требование по оснащению системами пассивной безопасности предлагают сделать обязательным с 2025 года.

Представитель АвтоВАЗа рассказал «Известиям», что в настоящее время его модели соответствуют нормам «Евро-5», а ESP появится на «Вестах» ближе к середине года. При этом система стабилизации для «Весты» станет стандартным оснащением, а для «Гранты» будет предложена в старших комплектациях.

На базовые машины планируется установить специальные цены. Ранее президент АвтоВАЗа Максим Соколов рассказал, что Минпромторгом прорабатываются меры, которые позволят сохранить цены 2023 года на ряд самых социально востребованных и базовых автомобилей.

— Что касается послаблений по системам безопасности и экологии, очевидно, что отечественные заводы не готовы в полном объеме поставлять автомобили, отвечающие требованиям, которые были до 2022 года. И не потому, что заводы плохие, а потому, что некоторые комплектующие просто было негде взять, — отметил Максим Кадаков.

Прямой эфир