Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Число раненых при обрушении подъезда дома в Шебекино увеличилось до семи
Армия
Путин пообещал присвоить звание Героя России посмертно офицеру из Дагестана Избакиеву
Общество
Правительство утвердило Концепцию государственной языковой политики РФ
Общество
Путин назвал залогом непобедимости России ее сплоченный народ
Происшествия
Сотрудники МЧС в Северной Осетии ищут пропавшего после купания в реке подростка
Авто
Китай впервые обогнал США по мировым продажам авто в 2023 году
Армия
Силы ПВО РФ пресекли новую попытку атаки БПЛА Украины в Белгородской области
Общество
МЧС предупредило жителей Москвы о дожде с грозой 14 июня
Общество
Минюст РФ признал иноагентом комика Данилу Поперечного
Общество
Более 80% россиян положительно оценили работу Путина
Мир
СМИ сообщили о возможном провале партии Макрона на парламентских выборах во Франции
Мир
В Киеве отвергли выдвинутые Россией новые мирные предложения
Мир
В НАТО не согласовали выделение $40 млрд в год на оружие для Украины
Общество
Число пострадавших при обрушении подъезда в Шебекино выросло до пяти
Мир
Матвиенко назвала отсутствие воли у элит Запада препятствием на пути мира на Украине
Мир
Песков заявил о реальном шансе Киева остановить конфликт
Мир
Путин заявил о необходимости РФ проработать свою систему безопасности в Евразии
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В онлайн-рознице появится «российская полка» — отечественные товары займут первые места в поисковой выдаче, узнали «Известия». Интернет-магазины должны будут показывать первые 50 наименований — именно российских изделий. Такая норма содержится в последней версии законопроекта «о полке». Каких товаров это коснется в первую очередь и чего опасаются представители отрасли — в материале «Известий».

Выйти в онлайн

Депутат «Единой России» Татьяна Буцкая подготовила новую версию законопроекта о «российской полке» — его разрабатывают при поддержке Минпромторга, документ уже направлен на согласование в правительство. «Известия» ознакомились с ним. Так, предлагается «подвинуть» иностранные товары на полке, чтобы отечественные производители получили толчок для развития.

Как писали «Известия», по задумке автора, новые нормы должны вступить в силу 1 марта 2024 года. Все товары на рынке разобьют на отечественные и иностранные. Под определение первых попадут те, которые изготовлены на территории РФ, причем владельцами фабрик должны быть россияне или белорусы, а бренды товаров — принадлежать гражданам РФ.

полка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Такая норма распространяется не только на стационарную розницу, но и на онлайн-торговлю. Агрегаторы и интернет-магазины должны будут «обеспечить, безусловно, первоочередное размещение предложений» о продаже именно российских товаров. Долю отечественной продукции со временем определит Минпромторг, но она должна быть не более 50% или 50 первых карточек товаров, а исполнение таких правил должен будет контролировать Роспотребнадзор, уточнила автор в тексте документа.

В РФ есть мощные производства и сильные бренды — это бытовая химия, косметика, парфюмерия, средства гигиены, отмечается в пояснительной записке. Но отечественные предприятия подчас слабо представлены в рознице, в результате их мощности недозагружены. В итоге наши граждане имеют мало возможностей познакомиться с российской продукцией. Тогда как на полке доминируют иностранные бренды и те марки, которые в 2022 году внезапно стали отечественными. Они до сих пор продолжают пользоваться ресурсами транснациональных компаний и могут вернуться под их контроль, подчеркивается в документе.

Как только отечественные производители получат достаточно места на полке рядом с иностранными брендами и приоритетную поисковую выдачу в онлайн-торговле, они начнут развиваться более динамично — будут больше инвестировать в развитие своих мощностей, расширят кадры и увеличат число разработок. В результате себестоимость производства начнет снижаться, а качество товаров расти, отмечается в пояснительной записке.

Правительство направило законопроект для подготовки официального заключения в Минпромторг, рассказали изданию в кабмине. «Известия» направили запрос в министерство.

В Минэкономразвития сказали «Известиям», что рассмотрели законопроект и направили свою позицию в Минпромторг. От других комментариев в ведомстве отказались.

ФАС рассмотрела законопроект, отзыв ушел в Министерство промышленности и торговли.

наше
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Важно установить перечень или хотя бы критерии товаров, на которые будет распространяться новое требование о «российской полке», сказал «Известиям» источник в кабмине. Иначе неверная трактовка норм законопроекта может помешать работе маркетплейсов, а значит, и снизить доступность товаров в целом для потребителей, предположил он.

Пока только предполагается, что квота не сможет превысить 50% в традиционной торговле и 50 карточек товаров в электронной торговле, отметил «Известиям» замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. Но могут быть установлены и меньшие значения, в зависимости от текущих возможностей российской промышленности, добавил он.

На сегодняшний день российские производители бытовой химии и косметики заявляют о двукратной недозагруженности своих производственных мощностей, при том что они выпускают продукцию мирового уровня, а их представленность в торговле не превышает 30%, — пояснил Виктор Евтухов. — Этот сегмент однозначно требует государственной поддержки. Здесь есть потенциал развития мощных национальных брендов и серьезный экспортный потенциал.

Критичный момент

Онлайн-торговля в целом поддержала подход парламентария — российские товары нужно продвигать, сказал «Известиям» президент Ассоциации интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

маркет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

— Но выбор механики продвижения должен остаться за площадками, — сказал он. — В нынешней редакции законопроект не решит поставленных целей, а лишь приведет к миллиардным потерям: верхние позиции займут крупнейшие российские производители, у которых нет проблем со сбытом, а доступ малого и среднего предпринимательства к продвижению на электронных площадках будет значительно затруднен.

По мнению эксперта, дополнительные расходы возникнут и у продавцов: нужно будет доработать рекомендательные алгоритмы, а кроме того, нанять новых сотрудников для проверки большого количества документов о российском происхождении товара.

В АКИТ уверены, что в такой ситуации люди будут покидать платформы: выдача товаров не будет соответствовать запросам покупателей.

Сами производители также сочли документ противоречивым, сказал «Известиям» исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский. По его мнению, поддержать производителей можно с помощью конкретных преференций предприятиям, вместо того чтобы регулировать право их собственности.

производство
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

— Законопроект не учитывает реалии рынка: например, крупнейшие российские нефтяные компании имеют акционеров из разных стран — получится, что их продукция не относится к отечественной. Также неясно, как должны реагировать коллеги по ЕАЭС: почему белорусская продукция получит квоты, а казахстанская — нет. Более того, сейчас на полках магазинов большой ассортимент российских товаров, поэтому нет необходимости вводить такое регулирование, — заметил эксперт.

Действительно, нельзя сказать, что продукция российского производителя слабо представлена на полках розничных сетей, заметила глава Института по развитию предпринимательства и экономики Наталья Назарова.

— Как правило, торговые сети, в том числе и международные, стремятся сотрудничать с местными производителями и поставщиками, ведь в этом есть свои плюсы. В первую очередь опора на локальные компании сокращает логистические издержки. Тем не менее представленность российской продукции зависит и от количества предприятий, способных исполнять условия договоров, от качества их продукции, — сказала она.

А эти проблемы, по мнению эксперта, не удастся решить мерами законопроекта. Плюс к этому потребителю будет трудно отказаться от привычных товаров, поэтому, чтобы отечественную продукцию покупали, нужно проводить активную маркетинговую кампанию, иначе эти изделия, даже при вступлении в силу готовящихся мер, будут невостребованными.

Прямой эфир