Золотые в руки: Минфин запустит ювелирный маркетплейс в марте 2024 года
Онлайн-платформа для торговли ювелирными изделиями стран ЕАЭС начнет свою работу в марте 2024 года, сообщили «Известиям» в Министерстве финансов России. Через эту онлайн-платформу предприниматели из России и ЕАЭС смогут продавать свою продукцию в другие государства без существенных административных издержек. Площадка призвана увеличить объемы экспорта драгоценностей из РФ и стран союза. Сейчас доля продаж украшений из ЕАЭС на мировом рынке — менее 1%. Эксперты считают, что внедрение платформы снизит число подделок, но есть риск монополизации рынка государством.
Драгоценный ресурс
Ювелирный маркетплейс, на котором смогут торговать производители из стран ЕАЭС, будет готов к марту 2024 года. Об этом «Известиям» рассказала директор департамента госрегулирования отрасли драгоценных металлов и камней Минфина РФ Юлия Гончаренко.
На этой специализированной онлайн-площадке покупатель сможет найти нужный ему товар, не переходя на сайт магазина, сравнить цены и сделать выбор, а затем в короткие сроки гарантированно получить изделие. Производителям такая платформа позволит продать свою продукцию без существенных вложений на старте, добавила представитель Минфина.
На первом месте при создании маркетплейса стоит задача обеспечить максимально быструю доставку заказа покупателю — для этого нужно выстроить оптимальную логистику, подчеркнула Юлия Гончаренко.
Работа над проектом началась в январе 2023 года, его реализуют финансовые ведомства России и Белоруссии совместно с Фондом цифровых инициатив Евразийского банка развития (ФЦИ ЕАБР).
На первом этапе в качестве продавцов на маркетплейсе будут выступать российские и белорусские компании, рассказали «Известиям» в ФЦИ ЕАБР. Затем после полноценного запуска платформы она откроется для подключения и других стран ЕАЭС. По мере роста и развития площадки можно рассчитывать на увеличение числа участников. Уже прорабатывается возможность участия в проекте производителей из Киргизии, сообщили в фонде.
Выход на другие рынки также обсуждается, отметила Юлия Гончаренко. Среди приоритетных стран по условиям логистики, перспективам роста бизнеса, интереса потребителей, а также интеграции цифровых технологий — ОАЭ, Вьетнам, Таиланд и Китай. Кроме того, прорабатываются возможные изменения в законодательство для упрощения экспорта ювелирных изделий.
— За пилотом последует этап наращивания мощности маркетплейса, промышленная эксплуатация, взаимодействие с бизнесом в других странах. В России уже принят ряд решений в направлении электронной торговли. Так, с 2020-го созданы условия для дистанционной продажи драгоценностей, — подчеркнула Юлия Гончаренко.
Она добавила: площадка позволит повысить узнаваемость отечественной ювелирной продукции в мире и снизить административные издержки для бизнеса. Также это поможет консолидировать отрасль для совместного выхода на рынки третьих стран.
— Сегодня на долю России приходится порядка 30% мировой добычи алмазов, а по объему производства золота наша страна занимает 2–3-е место. Однако совокупная доля ювелирных изделий из стран ЕАЭС на мировом рынке составляет менее 1%. Вместе с тем международные выставки демонстрируют интерес потребителей в третьих странах к продукции наших мастеров, — сообщила представитель Минфина.
В 2022 году общий объем производства драгоценных украшений в ЕАЭС (без учета Беларуси) составил порядка $1,64 млрд, в ювелирной отрасли Евразийского союза задействовано 6 тыс. предприятий, отметила Юлия Гончаренко.
Эволюционный путь
Создание платформы поможет открыть новые имена ювелиров из России и ЕАЭС, а также поспособствует развитию отрасли, считает профессор кафедры корпоративного управления и инновации РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Полтарыхин. По его словам, для достижения известности за рубежом нужно пройти довольно серьезный эволюционный путь.
За последние годы отечественные ювелиры сохраняли уверенные позиции на внутреннем рынке — например, доля их украшений из золота в тоннах достигает 96%, продолжил эксперт. Однако в списке экспортеров драгоценностей РФ занимает лишь 37-е место — объемы продаж в сотни раз уступают лидерам — Китаю и Индии.
— Российская ювелирная продукция сейчас пользуется наибольшим спросом в европейских странах — во Франции, Бельгии, Германии и Великобритании. Однако есть смысл увеличивать объемы экспорта именно в Азию. Индия и Китай — регионы с высоким потенциалом продаж не только потому, что население в них больше, но и в связи с тем, что у них традиционно высокий потребительский спрос на украшения среди граждан, — поделился аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
В целом же потенциал экспорта отечественных изделий высок с учетом того, что по добыче золота РФ на втором месте в мире, подчеркнул эксперт. При этом, по данным BusinesStat, продажи драгоценностей на внутреннем рынке в России за последние пять лет сократились на 29%. В частности, в 2022 году было продано 65 млн украшений, что на 9% ниже показателя 2021-го.
При создании ювелирного маркетплейса могут возникнуть некоторые сложности, отметила эксперт центра Россия – ОЭСР РАНХиГС Мария Гирич. Во-первых, торговля драгоценностями подпадает под закон об отмывании доходов. Поэтому следует определить, должна ли платформа соблюдать требования и проверять продавцов. Во-вторых, есть риски монополизации рынка онлайн-торговли такими изделиями госплощадкой, что может наносить ущерб коммерческим маркетплейсам, подчеркнула эксперт.
По данным TAdviser, доля интернет-продаж ювелирных изделий увеличилась с 17% в 2021-м до 19% в 2022-м, при этом 30% приходится на маркетплейсы, что свидетельствует о перспективности рынка, рассказала Мария Гирич. Кроме того, по ее словам, внедрение платформы может снизить риски торговли подделками. Сейчас доля контрафакта доходит до 50% от всех драгоценностей.