Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Экономика
Банки предложили шесть льгот для запуска жилищных вкладов
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Принцип зрячего

Режиссер Дмитрий Месхиев — о «слепом кастинге», факторе диаспор и о том, почему в США главных героев никогда не будут играть французы
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские СМИ мешают друг с другом две совершенно разные проблемы — «слепой кастинг» в Голливуде, где на роль Русалочки приглашают черную актрису, и Россию, где якобы артистам из регионов или стран СНГ не дают главные роли в большом национальном кино. Но на деле сравнивать это просто невозможно. Хотя общая индустриальная логика тут, безусловно, есть.

Сначала — Голливуд. Там всё меряется кассовыми сборами, поэтому там никогда не будут снимать в больших ролях артиста или артистку, если в стране нет большой диаспоры их национальности. То есть крупные студии снимают черных, потому что в Америке много черных, которые придут смотреть кино про таких, как они. Студии снимают испаноговорящих, потому что испаноговорящих в Америке тоже очень много. Снимают итальянцев, потому что есть большая итальянская диаспора. И ирландцев снимают по той же причине. Никогда мейджоры не возьмут на главные роли французов, потому что в США нет такой французской диаспоры, чтобы обеспечить высокую посещаемость.

В XIX веке в США было огромное количество черных, было рабство, и очень мало людей смогли вырваться из этого рабства. Когда Голливуд снимает темнокожих актеров в ролях аристократов — это вранье, такого не было и быть не могло. Но дело и не в правде: просто, когда сейчас берут черных актеров на истории, происходящие в Америке в XIX веке, это обусловлено тем, что конкретно сейчас в США живет очень много черных. Им интересно смотреть про черных. Абсолютно коммерческая ситуация, всё обусловлено только деньгами. Но это уже их личное дело.

А понятие «слепой кастинг» — это другое. Смысл его в том, что когда есть прекрасный артист, то его приглашают в проект, потому что он прекрасный артист. Никого в этот момент не волнует его этническая принадлежность. Есть много прекрасных черных артистов, но когда мы говорим о «слепом кастинге», то имеем в виду не их талант. А то, что этих прекрасных черных артистов в кино берут не потому, что они прекрасные, а потому, что в США от кинематографистов требуют, чтобы на экране были и белый, и черный персонажи. Значит, нужно брать черных.

В нашей стране работает простой коммерческий расчет. Так, в российском кино очень часто главные роли играют татарские артисты. Потому что это вторая по численности национальность России. И это абсолютно закономерная ситуация. Но, думаю, не будет (и не стоит ждать) тенденции съемок в главных ролях артистов из других стран, даже ближнего зарубежья, если у этих артистов есть ярко выраженный внешний этнос. И это не ксенофобия, а простейший деловой расчет. Потому что у нас нет многомиллионных диаспор. И даже те, которые есть, не ходят в кино в таком количестве, чтобы окупить большой проект.

Поэтому говорить, что в Голливуде снимают всех подряд, а мы в России не снимаем, например, узбеков или таджиков, конечно, нельзя! Всё обусловлено только зрительским и коммерческим интересом.

Никаких фобий в российской киноиндустрии нет, это важно понимать. Просто для того чтобы казах играл главную роль в русском фильме, должно быть 100-процентное понимание, почему именно этот артист играет главную роль именно в этом фильме. Потому что у нас в кино пойдет русская аудитория. Зритель смотрит на артистов, которых знает и любит, у нас собственный институт звезд.

Обратите внимание на поразительные коммерческие успехи таких подчеркнуто прорусских мультфильмов, как серия «Три богатыря». И тут нечему удивляться. Если это обусловлено сценарием, в картине, конечно, будет играть казах или представитель другой национальности. Но если не обусловлено, то почему?

Мы все друг с другом похожи. Мы говорим на одном языке, нас порой даже не различишь. Да, у нас в кино периодически снимаются и буряты, и тувинцы. Есть большая диаспора корейцев, и эти корейцы снимаются, становятся звездами. Нет ни одного кинопроизводителя или кинопрокатчика, который бы почему-то этому препятствовал. Не ищите беса там, где его нет. Нам «слепой кастинг» не нужен, у нас и так всё нормально работает.

Автор — режиссер, продюсер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир