Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД КНДР назвало Зеленского звездой в написанном США сценарии
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации четвертого БПЛА над регионом
Общество
В Москве заметили захваченную в боях с ВСУ трофейную технику
Мир
Минфин США ввел санкции против двух компаний и четырех физлиц из Ирана
Наука и техника
В России построят научные мегаустановки на экспорт
Здоровье
Врач рассказала об опасных для пенсионеров заболеваниях
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Общество
Глава минздрава Крыма заявил о готовности уйти в отставку в случае нехватки лекарств
Культура
Актер Александр Лойе рассказал о съемках в Перми сериала «Операция «Карпаты»
Армия
Военные ВКС РФ нанесли удар по позициям ВСУ в окрестностях Часова Яра
Общество
Синоптики пообещали москвичам сухую погоду и до +16 градусов в среду
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-СМ2» уничтожили позиции ВСУ на купянском направлении
Общество
Стали известны подробности дела задержанного замглавы Минобороны России
Мир
В США заявили об уязвимости новых поставок оружия ВСУ перед ВС РФ
Общество
Метеорологи назвали сроки потепления в Москве и Санкт-Петербурге
Мир
Постпред Ульянов раскритиковал заявление Столтенберга о соседстве с Россией

Состояние несостоятельности

Юрист Ярослав Вирчик — о необходимости изменения процедуры банкротства компаний
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Реформирование законодательства о несостоятельности обсуждается давно. Практически сразу после запуска института банкротства физических лиц в 2015 году профессиональное сообщество осознало необходимость изменения подхода к аналогичным процедурам и в отношении компаний. Через два года соответствующая инициатива была внесена в Госдуму, еще через два года — отклонена, а в 2020-м заговорили о подготовке нового «мегазаконопроекта».

Общая его концепция заключалась в сокращении доли ликвидационных процедур в пользу реабилитационных (чтобы меньше компаний закрывались из-за несостоятельности). Также документ касался оптимизации процессов назначения арбитражных управляющих в делах о банкротстве и изменения механизма торгов.

Летом прошлого года первый замминистра экономического развития Илья Торосов сообщал, что предложения по актуализации законопроекта о реформе банкротства юрлиц обсуждаются и будут представлены после завершения согласований.

В декабре 2022-го зампредседателя комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай Николаев заявил, что правительственный законопроект о реформе института банкротства «слишком глобальный», чтобы принимать сразу все предложения из него. Однако отдельные документы позволят действовать оперативно и без ошибок. Очевидно, что после таких слов нарастает риск отклонения комплексной инициативы.

Представляется, что ее декомпозиция на несколько частей, отдельно регулирующих вопросы реализации новых процедур в делах о несостоятельности, организации и проведения торгов, правового статуса арбитражного управляющего, обязательных требований к саморегулируемым организациям, едва ли послужит целям скорейшего реформирования законодательства о банкротстве.

Между тем обновленное регулирование процедур несостоятельности, ориентированное на восстановление платежеспособности, пришлось бы сейчас как нельзя кстати. Учитывая реалии сжимающегося потребительского спроса, сложности в налаживании логистических цепочек и прочие негативные для бизнеса факторы.

Судя по статистике сообщений о таких процедурах, в 2022 году кредиторы спасать своих должников не торопились. Так, за прошедший год в Едином федеральном реестре было опубликовано лишь 149 сообщений о введении реабилитационных процедур — внешнего управления и финансового оздоровления — против 9055 сообщений об открытии конкурсного производства (ликвидации предприятий). Доля реабилитационных процедур в общей массе всех банкротств на более длительном отрезке наблюдений также традиционно не превышает 2%.

Несмотря на заявления авторов законопроекта о намерениях увеличить долю реабилитационных процедур, нынешний текст, на наш взгляд, не содержит достаточного количества стимулов для кредиторов, чтобы отойти от устоявшейся тенденции к превалированию ликвидационной процедуры.

По нашему мнению, предупреждение банкротства должно быть неотъемлемой частью законодательства о несостоятельности. Хотя сейчас такие меры, как правило, строго не регламентируются.

Нужно, чтобы процедура реструктуризации, вводить которую планируется в рамках обновленного производства по делу о несостоятельности должника, стала последней возможностью для спасения компании от ликвидации. В целях недопущения злоупотреблений со стороны кредиторов подключаются антикризисный управляющий и арбитражный суд, оценивающий шансы компании на восстановление платежеспособности.

Кроме того, текст представленного законопроекта не предлагает никаких новых механизмов в рамках добанкротного урегулирования кризиса должника, что, очевидно, не будет способствовать снижению доли конкурсных производств в общей массе банкротных процессов.

Конечно, не стоит исключать, что в рамках задуманной реформы законодательства о несостоятельности может появиться отдельный законопроект, вносящий соответствующие изменения в этой части. Однако подобные разработки на суд общественности не представлялись. Надеемся — пока.

Автор — главный юрисконсульт юридической фирмы GRM

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир