Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
ЦБ обязал банки использовать российские сервисы по внутренним переводам
Мир
Экс-советник главы Пентагона указал на признак крушения Украины
Политика
В Совфеде оценили вероятность исполнения мирного плана Китая по Украине
Мир
В учебном центре под Черниговом погибли четыре солдата ВСУ
Общество
Суд подтвердил взыскание 8 млн рублей с сына Бари Алибасова
Мир
Ущерб от землетрясений в Турции превысил $104 млрд
Мир
Боррель заявил о планах стран ЕС увеличить оборонные расходы к 2025 году
Общество
Синоптик оценил уровень опасности затоплений из-за половодий
Общество
В Москве умер последний из советских летчиков, бомбивших Берлин
Авто
Средняя стоимость автозапчастей в России выросла почти на 20%
Общество
Следствие запросило продлить арест директору Собчак по делу о вымогательстве
Наука и техника
В Москве начала работу Курчатовская молодежная научная школа
Мир
Эксперт заявил об успехах России на азиатском рынке энергоресурсов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россияне стали покупать меньше продуктов: оборот торговли в крупнейших сетях по итогам 2022 года сократился на 5% в натуральном выражении, рассказали «Известиям» в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Это произошло за счет того, что граждане перестали выбирать более дорогие деликатесы, оставив в своей корзине лишь самые необходимые и дешевые товары, пояснили в Институте развития предпринимательства и экономики. В онлайн-рознице тенденция иная: там оборот вырос на 42%. Но ее показатели пока несопоставимы со стационарной торговлей.

Меньше гламура

Согласно предварительным оценкам крупнейших ритейлеров, продажи продовольственных товаров в натуральном выражении сократились в торговых сетях в 2022 году по сравнению с 2021-м максимум на 5%. Отрицательную динамику бизнес наблюдал в основном в гипермаркетах и супермаркетах, а в дискаунтерах и «магазинах у дома» натуральные продажи выросли примерно на 2–3% по сравнению с прошлым годом. Об этом «Известиям» рассказал председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.

прилавок фрукты
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Наиболее заметное снижение компании наблюдали в категории газированных напитков — их продажи в среднем по году сократились почти на 10%, также снизилась реализация питьевых йогуртов и творожных десертов, — пояснил он. — Заметный рост был в категории «ЗОЖ-товаров»: фруктов, овощей, диетических круп, а также пива. В этом году мы ожидаем восстановления позитивной динамики натуральных продаж в первую очередь за счет тех же форматов, которые показали рост в 2022 году, а также за счет развития продаж в онлайн-сегменте торговых сетей.

В Росстате «Известиям» уточнили, что фиксируют данные о сопоставимых ценах в торговле — это позволяет оценить обороты в денежном эквиваленте. Так, к примеру, с апреля оборот снизился более чем на 5% к аналогичному периоду 2021 года. Максимальное падение было в октябре — на 4,5%. В целом в январе–ноябре продажи уменьшились чуть более чем на 1%.

Драмы больше нет

Хотя оборот продовольственных товаров всё же упал, но ситуация в отечественной торговле в целом не столь драматична, подчеркнула в разговоре с «Известиями» глава Института развития предпринимательства и экономики (ИРПЭ) Наталья Назарова. Так, согласно последним данным за 11 месяцев 2022 года, реализация пищевых товаров в стране снизилась на 1,3% к аналогичному периоду годом ранее.

Прилавок, колбаса
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Для сравнения: по итогам 2021 года специалисты ИРПЭ зафиксировали рост физического оборота продуктов на 2,7%, в 2020 году пандемийные ограничения спровоцировали падение в 1,6%, а в 2019 и 2018 годах был отмечен рост в 1,8% и 2,1% соответственно. Эксперты формировали свои данные, опираясь на официальную статистику об объеме оборота розничной торговли пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями.

— Мы предполагаем, что падение физического оборота продовольственных товаров произошло из-за сокращения потребления дорогих продуктов, люди переходят к более экономному потреблению, — сказала «Известиям» эксперт. — Так, ВЦИОМ в ноябре прошлого года привел данные, согласно которым 35% россиян согласны с утверждением, что им пришлось сокращать траты на продукты питания.

Вполне вероятно, что также в стране уменьшилось число обеспеченных потребителей — они уехали за границу, отметила Наталья Назарова. Кроме того, на развитии торговли сказалось и то, что отечественный рынок покинули сразу несколько продуктовых зарубежных брендов — например, в сегменте напитков, сказала она.

Фото: РИА Новости/Светлана Шевченко

Эксперт добавила: если же говорить о физическом обороте продуктовой и непродуктовой розничной торговли в целом, то по итогам 11 месяцев прошлого года было зафиксировано сокращение на 6,2% к аналогичному периоду годом ранее. Сильный спад был в непродовольственном сегменте — физический оборот снизился на 10,5%.

Онлайн-подход

В дистанционной торговле тенденция другая, объяснил «Известиям» президент Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Он подчеркнул, что с 2020 года в категории «продукты питания» в онлайн-ритейле идет стабильный рост. Эта тенденция касается и 2022 года. Так, за 11 месяцев прошлого года россияне заказали в сети продукты на 592 млрд рублей, что почти на 42% больше, чем за аналогичный период 2021-го (417 млрд рублей). Для сравнения: оборот розничной торговли, по данным Росстата, в январе–ноябре 2022 года составил 38,3 трлн рублей.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Светлана Шевченко

Если посмотреть на средние чеки, то мы не увидим заметного увеличения среднего показателя, он будет даже ниже инфляции: 1058 рублей в начале 2022 года против 1115 рублей по итогам ноября. То есть траты на продукты в интернете фактически не увеличиваются, просто их стали заказывать значительно чаще, — пояснил эксперт.

инфографика

Продукты питания входят в топ-5 самых востребованных товаров, что в целом позитивно влияет на онлайн-сегмент, добавил Артем Соколов. Так, в общероссийском рейтинге по популярности они находятся на четвертой позиции, а в Москве и Санкт-Петербурге — даже на первой. Однако пока сервис онлайн-заказов продуктов питания не достиг своего пика развития, в отличие, например, от классической розницы, добавил эксперт.

Читайте также
Реклама