Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Германии заявили о нехватке танков для защиты страны
Армия
Расчет «Гиацинта-Б» группировки войск «Днепр» уничтожил гаубицу М777 ВСУ
Общество
Поисково-спасательные работы на месте обрушения подъезда в Шебекино завершились
Мир
Глава МИД Венесуэлы назвал руководство G7 как никогда убогим
Общество
Депутат Госдумы Первышов рассказал о потенциале программы «Время героев»
Общество
Двое пострадавших в ДТП в Благовещенске скончались в больнице
Общество
Посол Антонов заявил об унизительных обысках у россиян в США спецслужбами
Мир
Сунак попытался объяснить вежливостью странное поведение Байдена на саммите G7
Мир
NYT нашла в соглашении Украины и США о безопасности «лазейку для Трампа»
Общество
Синоптики пообещали москвичам кратковременный дождь и до +27 градусов 15 июня
Мир
Зампостпред КНР при ООН назвал недопустимыми обвинения со стороны США
Общество
Жога указал на важность основополагающих тезисов программы «Время героев»
Мир
Румыния отказалась выдавать визы российской делегации на ПА ОБСЕ
Происшествия
При обстреле ВСУ Алешек Херсонской области пострадала женщина
Мир
СМИ сообщили о повергшем в шок гостей на саммите G7 состоянии Байдена
Общество
Тело четвертого погибшего нашли на месте обрушения подъезда жилого дома в Шебекино
Мир
Reuters узнало об отказе ФРГ согласовывать 14-й пакет санкций ЕС против России

Подсудный день: почему санкции — не главная проблема российского ритейла

И как судебные иски к отечественным торговым компаниям разрушают отрасль
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Розничная торговля столкнулась с одним из самых серьезных падений за последние годы. Только в октябре ее обороты просели в целом на 9,7%, а продажи непродовольственных товаров снизились сразу на 14,3%. Начиная с весны Россию покинуло более 30 иностранных брендов, еще 40 остановили продажи, в результате объем вакантных площадей в отечественных моллах достиг уже 15%, подсчитали в Союзе торговых центров. Но сделать российского ритейлера банкротом способны не только действия пресловутого коллективного Запада — деструктивное влияние на отрасль оказывают и бесконечные судебные разбирательства. Причем не только вполне объяснимые иски к ушедшим брендам, но и внутрицеховые претензии к компаниям, которые пытаются развивать бизнес в нынешних непростых условиях. В том, почему это происходит и чем может грозить, разбирались «Известия».

Судебные проблемы

Общий оборот российского ритейла сократился почти на 10% в этом октябре, следует из свежего доклада Росстата — речь тут о сравнении с 2021 годом. В 2022-м рост выручки в этом сегменте фиксировали лишь до мая, далее отрасль ее только теряла. Больше всего ожидаемо упала непродовольственная розница — сразу на 14,3%. Ситуация развивается на фоне ухода зарубежных брендов и разрушения привычных логистических цепочек из-за западных санкций, указывают эксперты. Но есть и еще одна, менее заметная отраслевая проблема — массовые судебные разбирательства. И ее действие на себе почувствовал прежде всего непродовольственный сегмент.

Количество исков только к продавцам электроники и бытовой техники, по данным «СПАРК-Интерфакс», в декабре выросло вдвое по сравнению с прошлым годом. Претензии касаются неисполнения обязательств, а среди ответчиков фигурируют такие крупные сети, как «М.Видео – Эльдорадо», «Мегафон», re:Store и «Ситилинк». Похожие проблемы имеются и у магазинов, торгующих одеждой, обувью, товарами для дома.

— Суд — это крайняя мера, и в основном на нее идут, когда на решение вопроса по-доброму уже не надеются. Что касается ответчиков, то тут ситуация может быть разной — например, торговые сети H&M, Inditex уже вряд ли в ближайшее время будут работать в России, поэтому это не сильно влияет на состояние рынка ритейла, — сказал «Известиям» вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин.

Действительно, если претензии к испанской Inditex (Zara, Pull & Bear и другие) или шведской H&M, когда торговые сети отказались платить арендодателям по счетам, ссылаясь на уход из страны, вопросов у представителей отрасли не вызывают, то иски к развивающим бизнес в России компаниям могут серьезно ухудшить и так нестабильную ситуацию в ритейле.

— С иском к «Стокманну» на 1,7 млрд, например, другая ситуация — требование заплатить серьезную сумму может стать вызовом для компании в текущих непростых условиях, — отметил Павел Люлин.

Самый крупный кейс

Речь об истории, которая берёт начало в 2017 году, когда «Стокманн» приобрел часть активов компании «Подиум Маркет» — торговое оборудование, товарные остатки, годовую лицензию на несколько товарных знаков и право аренды магазина в Казани. Основная часть бизнеса «Подиум Маркета» тогда в сделку не вошла — так, не приобретались ювелирные украшения и аксессуары на продажу, а также все товарные знаки, что исключало возможность ведения бизнеса под этим брендом, рассказал «Известиям» глава «Стокманна» Геннадий Левкин.

Переговоры со стороны «Подиум Маркета» вел акционер компании Эдуард Киценко. В 2017 году, когда стало известно о финансовых проблемах сети, он лично обратился к «Стокманну» с предложением купить часть активов, согласовав сделку.

— Мы получили одну локацию, которая показалась нам интересной, всего же у ритейлера тогда было около десяти магазинов под брендом «Подиум Маркет» плюс точки под торговой маркой Accessorize, которые также входили в торговую сеть. — От них мы отказались, — рассказал он. — Весь операционный бизнес fashion-сети нас не интересовал, основная часть «Подиум Маркета» не вошла в периметр сделки.

В итоге «Стокманн» заключил десять сделок в отношении отдельных активов ритейлера, их общая сумма составила 105 млн рублей. Пока стороны заключали сделки, в июне 2017-го в отношении «Подиум Маркета­­» возбудили дело о банкротстве. А в сентябре того же года торговую сеть переименовали в инвестиционно-производственную компанию «Атлас». Спустя почти год ее признали банкротом, а в 2019-м конкурсный управляющий начал судебный спор против «Стокманна».

Разбирательства привели к тому, что в ноябре 2022-го Московский арбитраж признал недействительной сделку по продаже части активов «Подиум Маркета» сети «Стокманн». К этому моменту суды двух инстанций подтверждали ее законность, но в итоге спор был возвращен на повторное рассмотрение. Последнее принятое решение гласит: «Стокманн» приобрел бизнес «Подиума», а не отдельные активы. Поэтому покупатель должен доплатить еще 1,69 млрд рублей.

— «Атлас» утверждает, что «Стокманн» купил весь fashion-бизнес компании. А проведенная экспертиза в рамках дела показала, что активы ритейлера в совокупности стоили в 17 раз больше, чем 105 млн рублей, — подчеркнул Геннадий Левкин. — По логике экспертов, стоимость бизнеса более чем в 200 раз превышает размер его годовой чистой прибыли, то есть он будет окупаться дольше 200 лет. Для сравнения: аналогичный коэффициент «Газпрома» в 2017 году едва превысил 4, а у одного из крупнейших ритейлеров — «Магнита» — 18.

Справка «Известий»

Почти 30 лет назад, в 1994 году, компания «Подиум» запустила первый магазин под брендом Podium. Торговая площадка была мультибрендовой и предлагала покупателям вещи класса люкс. К 2012-му торговая сеть расширилась более чем до 20 магазинов. В тот же год головную компанию «Подиум» признали банкротом, поэтому акционеры сформировали новую — «Подиум Маркет», магазины назывались Podium Market. В точках с этим именем продавали не только премиальные вещи, но и товары среднего ценового уровня.

Независимая оценка

Все эксперты единодушны: сделка «Подиума» со «Стокманном», если к ней есть вопросы у суда, требует справедливой оценки приобретенных активов. Цифра в 1,7 млрд рублей могла появиться лишь потому, что эксперты исходили не из объективных финансовых показателей «Подиум Маркета», а из бизнес-плана бывшего менеджмента компании, который не имел ничего общего с реальностью, уверен адвокат, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Денис Голубев.

Дело в том, что менеджмент «Подиум Маркета» ожидал кратное увеличение прибыли из года в год, хотя в действительности компанию признали банкротом. К моменту заключения сделок продавец был должен кредиторам около 1,5 млрд рублей, к нему были предъявлены десятки судебных исков.

«Стокманн» подал жалобу в Девятый арбитражный апелляционный суд, отметил господин Голубев. Рассмотрение назначено на 11 января.

«Известиям» не удалось связаться с Эдуардом Киценко. Бывший креативный директор сети магазинов «Подиум Маркет» Полина Киценко, жена основного акционера, не ответила на вопросы по существу. Она заявила «Известиям», что не имеет отношения к этим событиям. Конкурсный управляющий ИПК «Атлас» Владимир Сахаров отказался комментировать подробности судебного решения.

Впрочем, претензии к супругам Киценко были и ранее. Так, дизайнер Яна Расковалова в июне 2022-го заявила, что «Подиум Маркет» под управлением Полины Киценко задолжал ей 30 млн рублей с 2017 года за реализованную ювелирную продукцию бренда YANA. Также в Telegram-каналах появлялась информация о том, что «Подиум Маркет» с 2017 года не выплатил бренду пуховиков Odri (бренд-амбассадор Яна Рудковская) 4 млн рублей.

Как правило, во время банкротства компании ее сделки оспаривают в интересах кредиторов. Иногда оказывается, что этот процесс несправедлив к покупателю активов, пояснил «Известиям» адвокат, партнер «Правовой группы» Владимир Шалаев.

— Если бизнес банкрота явно убыточен, как его могли оценить в сумму более 1 млрд рублей? — задается вопросом юрист.

По его словам, в сложившейся ситуации есть неоднозначный момент: если цена сделки была занижена в 17 раз, то куда смотрели кредиторы должника?

Дело пересматривали суды нескольких инстанций, сейчас идет повторное рассмотрение спора, отметила в беседе с «Известиями» член Ассоциации юристов Мария Спиридонова. Она считает, что в этом процессе суд будет учитывать ранее выданные предписания, которые, уточняет специалист, не касаются оценки спорного актива, — здесь руки суда свободны.

Прямой эфир