Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США ввели санкции против трех китайских и одной белорусской компаний
Общество
В ООН отреагировали на гибель военкора «Известий» Семена Еремина
Происшествия
Минобороны сообщило о перехвате и уничтожении 50 БПЛА за ночь над регионами РФ
Армия
Шойгу на полигоне МВО представили перспективные дроны и стрелковое оружие
Мир
На Украине сообщили о повреждении объекта инфраструктуры в Запорожье
Армия
Научно-производственный центр беспилотников создадут в Минобороны РФ
Экономика
Правительство РФ утвердило дополнительную тарифную квоту на вывоз зерновых культур
Общество
Военкор Первого канала Прокофьева назвала погибшего Еремина настоящим воином
Мир
Боец ВС РФ рассказал о маскировке боевиков ВСУ под гражданских под Харьковом
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Мир
Стало известно о планах политбюро ХАМАС перенести штаб-квартиру из Катара
Мир
Украинские боевики намеренно наносят удары по российским журналистам
Мир
Президент Эквадора Нобоа ввел в стране режим ЧС из-за энергетического кризиса
Общество
Глава ДНР Пушилин выразил соболезнования в связи с гибелью военкора Еремина
Армия
Экипаж САУ 2С9 «Нона-С» уничтожил наблюдательный пункт ВСУ на правом берегу Днепра
Происшествия
Временную насыпь под тюменским Ишимом размыло паводком
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Худрук театра «Модерн» Юрий Грымов не хочет превращаться в администратора, считает себя равным Создателю и с содроганием ждет, когда разукрасят его черно-белый фильм. Режиссер видел в подлиннике «Джоконду» в Лувре и уверен, что эту картину популяризировал вор, а «Тайную вечерю» — миллионы на 20-летнюю реставрацию. Об этом и о том, почему все-таки история великого художника подвигла к созданию спектакля о нем, «Известия» поговорили с Юрием Грымовым сразу после премьеры «Леонардо».

«Скажу честно, Леонардо повезло»

— Вы поставили спектакль о Леонардо да Винчи. А когда вы для себя открыли этого гения?

— Лет в 12. Я из хорошей семьи. Леонардо да Винчи и Микеланджело в большей степени меня привлекали с детства. Тогда же я начал заниматься живописью. И для меня всегда было принципиально увидеть многое в подлиннике. Помните, как в анекдоте: «Карузо, Карузо. Ничего особенного. ­­— Ты слышал? — Мишка напел». Я видел в подлиннике «Мадонну Литту» в Эрмитаже, «Джоконду» в Лувре. Как многих, меня очень интересовала эпоха Возрождения. Тогда было абсолютной нормой заниматься одновременно поэзией, математикой, живописью, скульптурой и так далее. Вот и для меня это было привычным делом. Над этим посмеивались и ерничали ровесники. А я чувствовал себя «мультиинструменталистом». Занимался дизайном, рекламой, кино, телевидением, да всем, и мне это очень нравилось.

— У вас в спектакле появляется героиня, напоминающая «Даму с горностаем». Почему именно она?

— Художникам тогда заказывали рисовать своих любовниц. В качестве натурщицы мадонн и девушки с горностаем была любовница герцога Моро. Хотя у Леонардо на картине неправдоподобно большой горностай. Такого размера зверек не бывает. Это странно, ведь Леонардо увлекался природой и писал трактаты о животном мире.

— На главную роль вы пригласили ведущего актера театра Романа Виктюка Дмитрия Бозина. Почему именно его заманили?

— Заманил? Я могу только предложить — себя, работу, роль. И всё. Дмитрий Бозин — человек, на котором держится весь репертуар театра Романа Виктюка, 17 спектаклей на одном. Это очень важно. Бозин — звезда.

Он поклонник нашего театра, видел все спектакли. Здесь работает его друг Алексей Багдасаров. Когда я оценил, что у меня в труппе нет Леонардо, понял — ставить не могу. Если у вас нет короля Лира, то и начинать не надо. Вспомнил про Дмитрия Бозина. Он — мог бы прожить роль Леонардо да Винчи, очень противоречивого для меня человека, гениального мистификатора, алхимика.

Много книг написано о Леонардо. Я прочитал, наверное, процентов восемьдесят — умных, глупых, популярных, интересных. Любая книга — это же угол зрения автора. У меня есть свое видение расшифровки творчества да Винчи. Скажу честно, Леонардо повезло.

— В чем?

— Я считаю, что Леонардо незаслуженно такой известный. Я начал писать книгу об эпохе Возрождения и сделаю несколько лекций на эту тему.

«Да Винчи не посадили за гомосексуализм, потому что не доказали»

— Есть такое мнение, что пока «Мону Лизу» в 1911 году не украли из Лувра, она не была такой популярной. Вы тоже уверены, что внимание к картине спровоцировало ограбление музея?

— Вот, вот, пожалуйста. А фреска «Тайная вечеря», которую реставрировали 20 лет, потратили €6 млн? Он гениальный художник, это не оспаривается, но Микеланджело для меня гораздо ценнее по эмоциональной составляющей того, что он делал. Леонардо да Винчи — алхимик, изобретатель, математик и так далее. Еще он рисовал — очень тщательно и долго, многие работы не заканчивал, бросал, ему становилось неинтересно. Сейчас осталось всего-навсего 16 картин Леонардо, это очень мало для такой большой жизни.

Он всю жизнь рисовал только одно лицо, один образ — прекрасного молодого человека Салаи. Он же был в образе Вакха, в образе Иоанна Крестителя и т.д. Леонардо первым в искусстве начал обращать внимание на андрогинность.

Актер Дмитрий Бозин в роли Леонардо да Винчи в сцене из спектакля «Леонардо»

Актер Дмитрий Бозин в роли Леонардо да Винчи в сцене из спектакля «Леонардо» в постановке режиссера Юрия Грымова во время пресс-показа на сцене театра «Модерн»

Фото: пресс-служба Театра «Модерн»/Юлия Мешкова

— Некоторые исследователи биографии художника утверждают, что Леонардо был сторонником однополой любви...

— Мы можем только догадываться. Да, было два судебных процесса, на которых церковь пыталась осудить Леонардо за гомосексуальную связь. Но его не посадили, потому что не доказали. Ни в одном архиве, ни в манускриптах, ни в его дневниках об этом нет ни слова. Да, наверное, можно делать эти выводы, потому что он написал завещание, в котором всё свое имущество, картины, луга, поля отдал двум ученикам. А при жизни наследник Салаи воровал у него деньги. Без особого почтения относился.

А вы знали, что Леонардо считал человека совершенством, а половые органы — ужасом, которым наградил Бог? А то, что трактаты да Винчи написаны довольно-таки наивным языком? Когда я прочел, удивился. Их будто писал 14-летний парень.

— Зато его картины стали достоянием человечества, а изобретения обогнали время. Вспомним хотя бы летательный аппарат, предвестник вертолета.

— Правильно, но мы говорим с вами сейчас о его личной жизни. Леонардо писал, что дружба и тем более любовь его не интересовали. Он полностью отдал себя только искусству.

«Уверен, человек вообще не может измениться»

— Сейчас идет специальная военная операция на Украине. Но искусство не спешит как-то реагировать. Мы не видим художественных фильмов, не читаем художественную литературу об этом. В чем причина?

— Вы серьезно думаете, что что-то поменяется от этого? Вам кажется, что так никогда не было? История человечества — это история войн. Никогда не было по-другому, ни в одной стране мира! Мы с вами — млекопитающие, самые жестокие, которых только знала планета Земля.

— Ну это вы хватили.

— Да что далеко ходить. Вспомним Вьетнам, Хиросиму и Нагасаки. Сколько людей погибло, сколько детей осталось сиротами, сколько городов стерли с лица земли! Как быстро всё забылось. И что теперь? Те люди, которые кидали бомбу на Хиросиму и Нагасаки, называющие себя оплотом демократии, учат весь мир жить. А вы знаете, что американцам было всё равно, где испытывать атомные бомбы? Им надо было снять зрелищное кино, сделать красивые кадры ядерного гриба. А над Японией как раз была хорошая погода.

Уверен, человек вообще не может измениться. Не меняет его ни опыт предыдущих поколений, ни жертвы страшных войн.

Актер Юрий Анпилогов в роли Моро герцога Милана в сцене из спектакля «Леонардо» в постановке режиссера Юрия Грымова

Актер Юрий Анпилогов в роли Моро герцога Милана в сцене из спектакля «Леонардо» в постановке режиссера Юрия Грымова во время пресс-показа на сцене театра «Модерн»

Фото: пресс-служба Театра «Модерн»/Юлия Мешкова

— Как это не может? Может!

— Нет.

— А как же семья? Не будем отбрасывать в сторону воспитание.

— Мой любимый философ Мамардашвили говорил: «Мы всю жизнь пытаемся быть людьми, но у некоторых это не получается». Скажу вам, у большинства это не получается. Мы остаемся млекопитающими, потому что не можем пользоваться тем, чем наделил нас Создатель, — мозгом. Вдумайтесь. Нас создали по образу и подобию. Зачем? Вы думали на эту тему?

— Нет.

— Объясню. Если меня создали по образу и подобию, значит, я такой же, как Создатель. Такой же!

— Подобный Богу?

— Да! Но тогда почему на этой маленькой планете мы не можем себя вести так, как Создатель? Не можем сделать здесь рай? Мы же такие же.

— Надо начать с себя, стать лучше. Человек получает образование, читает книги, ходит в театры, в музеи. Искусство разве не влияет на человека?

— Человек должен сам этого захотеть.

— Но его кто-то должен соблазнить искусством. Не так ли?

— Нет. В театре «Модерн» мы затрагиваем серьезный, важный разговор про человека. Ничто не может наставить на путь истинный, только сам можешь прийти. Я не могу их заставить прийти в театр. Если вам до сих пор он не был нужен — а вам уже 35+, — вы потеряны для театра.

— Вы думаете?

— Уверен.

— А я не уверена.

Театр — очень косная вещь. Это нужно принять. Язык театра не похож на язык кино, которое сегодня снимают для смартфона. Человек лежит в постели или в ванной и смотрит на смартфоне кино. Знаете таких?

Актеры в сцене из спектакля «Леонардо» в постановке режиссера Юрия Грымова во время пресс-показа на сцене театра «Модерн»

Актеры в сцене из спектакля «Леонардо» в постановке режиссера Юрия Грымова во время пресс-показа на сцене театра «Модерн»

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Да.

— Катастрофа. Люди приходят в театр, здесь всё живое, в театре во время спектакля нельзя есть. В кинематографе, когда люди начали активно жевать попкорн, появился dolby surround, чтоб заглушить это чавканье. А сейчас любят перекрашивать фильмы. Я вчера включил телевизор и даже не понял, чего смотрю-то. «Семнадцать мгновений весны» — цветное! Вы видели? У них цвет лиц в цвет стен. Варвары.

Кстати, Трамп, когда был богатым строителем, заявил, что хочет разукрасить за свои деньги «Гражданина Кейна», культовое кино для американцев. На что ему кинообщественность сказала: «Руки прочь!» А у нас всем кинематографистам, всем союзам наплевать. Я снял «Три сестры» черно-белым. С содроганием думаю, что его когда-нибудь разукрасят.

«Неотвратимость наказания должна сдерживать от необдуманных поступков»

— В сентябре была объявлена частичная мобилизация. На сайте СТД РФ предлагают помощь в оформлении брони артистам. А вы что думаете? Должны артисты служить?

— Я не попадаю под мобилизацию. Возраст. А кто-то из коллег попадает. Служить или нет? А чем отличается артист от шахтера? Ничем. Если есть у кого-то бронь, то значит это — на законных основаниях. Я вообще за здравый смысл.

Актеры Богдан Щукин в роли Джовани (слева) и Александр Серико в роли Чезаре в в сцене из спектакля «Леонардо» в постановке режиссера Юрия Грымова во время пресс-показа на сцене театра «Модерн»

Актеры Богдан Щукин в роли Джовани (слева) и Александр Серико в роли Чезаре в в сцене из спектакля «Леонардо» в постановке режиссера Юрия Грымова во время пресс-показа на сцене театра «Модерн»

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— То есть если надо, значит надо?

Общество, если оно считает себя цивилизованным, должно жить по закону. А неотвратимость наказания должна сдерживать от необдуманных поступков.

— Есть ли у вас друзья или знакомые, покинувшие Россию?

— Нет, из моих друзей нет. Я старый.

— А старые не уезжают?

— Есть такая поговорка: «Где родился, там и пригодился». Она мне очень нравится. Но в нашей истории уже были подобные моменты. Мы всё это проходили.

Актриса Маина Чижевская в роли Лизы Джоконды и актер Дмитрий Бозин в роли Леонардо да Винчи в сцене из спектакля «Леонардо» в постановке режиссера Юрия Грымова

Актриса Маина Чижевская в роли Лизы Джоконды и актер Дмитрий Бозин в роли Леонардо да Винчи в сцене из спектакля «Леонардо» в постановке режиссера Юрия Грымова во время пресс-показа на сцене театра «Модерн»

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Вы стали выбирать с кем общаться, а с кем нет? С кем ваши воззрения в одной плоскости, а с кем диаметрально противоположны?

— Я имею возможность общаться с тем, с кем я хочу. И у каждого есть такая возможность.

— Кто-то соблюдает нейтралитет, не вступает в дискуссии на острые темы. Потому что в ситуации зависимости от работодателя, например, любое высказывание может стать последним на этом месте.

— А вы думаете, я не завишу? Представляете, от какого количества людей я завишу? Коллектив — 150 человек, семья, друзья, министры. У меня до фигища обязательств. Я же не могу их подвести! У меня не может быть плохого настроения, потому что это дорого обойдется всем.

— Тогда начинаются проблемы в театре?

— Да, и пошла цепная реакция.

«Если бы я был человеком бескомпромиссным, я бы с вами не общался»

— Вы такой напористый, деловой. А почему в вашем театре всё никак не сделают ремонт?

— Потому что театр «Модерн» — имущество города Москвы. Департамент культуры сам решает, когда и на что тратить деньги. Уже сделан и утвержден проект реконструкции. А пока департамент культуры выделил деньги, мы ремонтируем крышу. И я благодарен ему за это.

Театр находится в историческом здании, и нам нельзя ничего в нем менять без разрешения департамента культурного наследия. Это здание не приспособлено для театра. Здесь когда-то была хлебная биржа, потом банк, даже масонская ложа. Здесь выступал Ленин и уехал отсюда на Курский вокзал, где снова выступал — на броневике.

Мы мечтаем, чтобы нам разрешили в следующем году поменять окна — шум, пыль, вибрация. Нам нужны нормальная вытяжка и кондиционирование. Но мы не можем нарушить внешний облик здания, не можем вбить гвоздь в стену. Мы на протяжении пяти лет приводили это здание в порядок. Предыдущее руководство уничтожило здесь всё, что только можно. За что и было снято.

— Вы завидуете худрукам, у которых нет таких проблем?

— Я завидую театрам, которые были построены как театры, где создана грамотная акустика, есть профессиональное сценическое пространство, есть кондиционеры и не течет крыша. Но я не жалуюсь. Мы сделали всё возможное, и сейчас у нас самый удобный зал в Москве, самые удобные кресла, самый вкусный буфет. Это большой труд всего коллектива.

— Осталось только стены подлатать.

— Да нормально всё, поверьте. У нас хорошее световое и звуковое оборудование. А главное — хорошие люди и аншлаги. Я не хочу превращаться в администратора.

— А если завтра придут деньги и вам скажут: «Всё, начинаем. Съезжайте». Быстро соберетесь и поедете на «съемную квартиру»?

Это будет театр-табор. Тяжело и большой стресс. Это морально тяжело не только для театра, но и для зрителя. Я против такого переезда. У нас сложный технологический театр. Новая площадка — это новое оборудование, новые размеры. Мы готовы на ремонт без отселения, мы за поэтапную реконструкцию. Сначала — офисную зону, а потом резкий, быстрый аккорд — сцена и зрительская зона.

— Вы человек бескомпромиссный?

— Если бы я был человеком бескомпромиссным, я бы с вами не общался.

Художественный руководитель театра «Модерн», режиссер Юрий Грымов

Художественный руководитель театра «Модерн», режиссер Юрий Грымов

Фото: пресс-служба Театра «Модерн»

— Это одолжение?

— Нет, это моя профессиональная обязанность. Я бы с удовольствием выпил полбокала шампанского, позавтракал.

— Я не возражаю. Можем сделать это вместе.

— Нет, я за рулем. Вот это мой компромисс.

— Ну спасибо.

— Нет, почему? Это же ваша работа и моя работа. И если эту работу еще кто-то замечает, читатель или зритель, значит, мы не зря с вами отказались от бокальчика шампанского.

Справка «Известий»

Юрий Грымов — режиссер, сценарист, продюсер, заслуженный артист России. Родился 6 июля 1965 года в Москве. По окончании школы служил в армии (ракетные войска и артиллерия). В 1992 году окончил Институт истории культур. В 1998-м вышел первый полнометражный фильм «Му-му». Также на счету режиссера картины «Коллекционер», «Чужие», «Три сестры», «Казус Кукоцкого». В 1999-м поставил спектакль «Дали» в Театре им. Евг. Вахтангова. В 2007 году стал лауреатом премии «Ника». В 2015–2016 годах — главный режиссер телеканала «Царьград». С 2016 года — художественный руководитель театра «Модерн».

Прямой эфир