Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Байден заявил о намерении объявить повышение потолка госдолга «уже завтра»
Армия
Войска группировки «Запад» отразили две атаки ВСУ на купянском направлении
Экономика
«Яндекс» обогнал Google по популярности среди пользователей iPhone
Армия
Военный эксперт Дандыкин объяснил важность взятия Марьинки
Мир
Reuters узнало о поставках тротила из Японии в США для снарядов Украине
Мир
Более 50 тыс. человек эвакуируют на западе Японии из-за тайфуна
Армия
В Минобороны РФ рассказали о формировании двух армий и военных округов
Мир
Обозреватель INN Poland рассказал о воровстве и возвращении девяностых в Польше
Происшествия
Власти Курской области сообщили об атаке на подстанцию в Гоголевке украинским БПЛА
Армия
Российский военный рассказал о работе украинских боевиков по тактике НАТО
Армия
Путин наградил подполковника Никитина орденом Мужества за отвагу при отражении атаки на Шебекино
Экономика
«Сбер» массово внедрит оплату по биометрии в магазинах

Фэнтези на тему: как зрители восприняли первые эпизоды нового «Властелина колец»

Поклонники Толкина в сериале разочарованы
0
Фото: Warner Bros. Television
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Первые два эпизода самого ожидаемого сериала года (если не десятилетия) «Властелин колец: Кольца власти» вызвали бурю самых разнообразных отзывов — от полного непринятия до бурных восторгов. «Известия» посмотрели этот проект Amazon Prime и пришли к выводу: Средиземье еще никогда не выглядело настолько красочно и детально. За «сказочной» формой видны многие годы упорного труда, а обманчиво простые сюжетные линии скрывают под собой важные подтексты, которые должны раскрыться в этом или следующих сезонах (второй уже снимается). Разбираем и анализируем первые два эпизода.

Что там происходит

Пролог сериала способен запутать зрителя и даже отпугнуть его. За пару минут с экрана обрушивается такое количество информации, которое переварить с первого раза практически невозможно, приходится перематывать назад и смотреть заново. В итоге остается следующее. Главная героиня первых двух эпизодов и, вероятно, всего первого сезона — эльфийская воительница Галадриэль, хорошо знакомая по книге «Властелин колец» и киносерии Питера Джексона по ее мотивам. Здесь мы видим ее в детстве, где в похожем на райский сад Валиноре она играет с другими эльфами и своим старшим братом Финродом. Параллель с библейским Эдемом подчеркивается тем, что до конца непонятно, насколько давно по отношению к странствиям Фродо происходят эти события. Вероятно, это многие тысячелетия назад, и все тут живут в мире и радости, не зная слова «смерть».

Изгнание из «рая» происходит не по грехам (хотя об этом как раз можно спорить), а из-за того, что древний злой владыка Моргот, он же Мелькор, запустил цепь событий, приведших к грандиозной войне. Такой, что эльфы вынуждены были покинуть Элинор и отправиться в хорошо знакомое нам Средиземье. В войне, длившейся тысячелетия, погибло много эльфов, включая брата Галадриэль, а сама она превратилась в главного эльфа-воина из всех существующих. Мы начинаем следить за ее приключениями в момент, когда Моргот как будто бы побежден, по крайней мере, все предпочитают думать так, и только Галадриэль упорно охотится за ним и его слугами. Всё это выглядит, с точки зрения эльфов, крайне неактуально. Как говорит эльфийский король, задувая огонь, можно разжечь его, поэтому Галадриэль и других воинов разоружают и отправляют на родину, в Валинор, чтобы они там погрузились в нирвану на веки вечные. Нужно ли говорить, что до Валинора Галадриэль не доедет и ввяжется в новые рискованные приключения?

Постепенно нас знакомят и с другими героями этой истории: нет сомнения, что пути всех персонажей в какой-то момент пересекутся. А пока это всё аутсайдеры, белые вороны, каждая в своей стае. Таков чернокожий эльф Арондир, влюбившийся в человека — сельскую врачевательницу Бронвен, земляки которой настолько же не одобряют это чувство, насколько и члены гарнизона Арондира. Еще один эльф — Элронд, — придворный дипломат, правая рука короля эльфов, отличается тем, что дружит с гномами, а именно с их принцем Дурином. А раз нам презентуют одну за другой расы Средиземья, то как тут без хоббитов? Они себя называют «мохноноги», и среди них, осторожных, трусоватых, но мудрых лесных жителей, конечно, тоже есть необычный представитель вида — Элинор, Фродо в юбке, глазастая, любопытная, открытая к любым приключениям. Ее Путь начинается с того, что она находит упавшего с неба волшебника, который, кажется, потерял память (и миллионы фанатов уже гадают, не Гендальф ли это, хотя больше похоже на Саурона).

Два первых эпизода сериала — это знакомство с героями, миром, в котором они обитают, и признаками мировой угрозы, которая проявляет себя в разных формах, но одинаково неприглядно.

Как это сделано

Невероятно красиво. Уже в открывающей сцене настолько изящно сочетаются грация бумажного кораблика, распускающего мачты-крылья, с великолепием эльфийского города, что становится ясно: такого красочного Толкина мы еще не видели. Потом будут жуткие снежные тролль и орк, прорисованные настолько детально, что они словно заходят в комнату, где вы смотрите сериал. Становится по-настоящему страшно. Даже два путника с рогами на спинах, которые появляются в эпизоде, совершенно в шекспировской манере предрекая большие перемены, выписаны так, чтобы их уже невозможно было забыть. Открытой цитатой картины Верещагина «Апофеоз войны» художественный департамент сериала открыто заявляет нам: «Готовьтесь удивляться!» Лесная деревня мохноногов прописана настолько ярко, что решительно не понимаешь, зачем Элинор всеми силами пытается оттуда вырваться.

Великолепно подобраны актеры — все очень яркие и опытные, но не слишком засвеченные. Скажем, исполнительница роли Галариэль Морвет Кларк играла в «Гордости и предубеждении и зомби», «Любви и дружбе» и «Истории Дэвида Копперфилда», но, скорее всего, для большинства зрителей она будет просто Галадриэль. В ней есть некое сходство с Кейт Бланшетт (возможно, созданное авторами сериала, чтобы подчеркнуть преемственность образа), но в целом перед нами вполне самостоятельная фигура. То же с Маркеллой Кавеной, она же Элинор: никто не вспомнит, глядя на нее, «Подлинную историю банды Келли». Здесь что ни портрет, то стопроцентное попадание, без шлейфа прошлых ролей. Это «Властелин колец» с чистого листа, в нем хочется остаться и жить.

Куда потратили деньги

Бюджет сериала — почти полмиллиарда долларов, это самое дорогое шоу в истории. Но если в случае с «Игрой престолов» иногда всё же возникает вопрос, на что потрачен бюджет, если там 10-минутные сцены в помещениях, снятые «восьмеркой», то здесь каждый доллар виден сразу. И если он ушел кому-то на гонорар, то не суперзвездам. Но вполне вероятно, что существенная его часть была выплачена сценаристам.

Ведь в конечном итоге не так важно, что на экране: всё самое интересное происходит в голове у зрителя. И здесь всего за два часа сюжет выделывает несколько трюков и ведет к ряду важных выводов. Первый из них: перед нами не просто фэнтези ради антуража и не только перелицовка нескольких расхожих сюжетов из мировой литературы, хотя и это тоже в изобилии присутствует. Достаточно, чтобы дети могли спокойно смотреть сериал и не чувствовать подвоха.

Но есть здесь и некоторые развернутые метафоры, заставляющие нервно вздрагивать взрослого зрителя. Так, эльфы здесь отчасти похожи на европейцев-колонизаторов, которые в целом презрительно относятся к гномам, людям или любым другим формам жизни. Даже если они дружат с гномами, то свысока, в чем Дурин совершенно справедливо упрекает старого приятеля. Их заставы на границах — типичный вестерновый фронтир, где шерифы вершат правосудие, не особо считаясь с племенными обычаями и различиями.

Эльфы надменны, их дипломатия напрямую связана с ложью и умолчанием, они склонны убеждать себя, что всё в порядке, лишь бы не признавать, что есть проблема и что она требует серьезного подхода. Иначе говоря, изгнаны они из рая как минимум за гордыню и точно не без причины. Кроме того, их политика с постами миротворцев подозрительно напоминает критику западной политики, когда военные базы только притворяются, что гарантируют порядок, а как только они уходят с территории, там воцаряется хаос, но их уже это не волнует. Эльфы не несут ответственности за свои поступки, потому что считают себя совершенными существами, и это делает их расу наиболее уязвимой к искушениям, по сравнению с как бы менее развитыми существами (т. е. другими нациями в данной трактовке). А их идея о том, что лучше не трогать зло, потому что так можно его увеличить, в конечном итоге и приводит Средиземье к катастрофе, начало которой мы наблюдаем в первых эпизодах сериала. Наконец, ключевая фраза этих двух часов — это: «Иногда мы не можем понять, пока не коснемся тьмы». И это фраза не совершенного существа, а падшего, так что эльфы вдруг оказываются пусть и ангелами, но падшими, и кто там Люцифер, мы еще разберемся (не король ли?).

Словом, «Кольца власти» не только хочется смотреть — над ними хочется размышлять, потому что ключи к происходящему сегодня в мире находятся и там тоже. Это нравится не всем рецензентам и критикам, которые хотели бы соответствия Толкину в каждой детали и скрупулезно выискивают различия. Но в этом сила сериала, красочного, умного и такого дразняще опасного, как и положено настоящему искусству.

Прямой эфир