Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

Энергетические движения

Ученый Дмитрий Потемкин — о том, почему России необходимо развивать собственные водородные технологии
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Зеленая повестка» и перспективы перехода к более экологичной водородной энергетике в нынешней ситуации отошли на второй план. Причем как в России, так и в Европейском союзе, который сейчас увеличивает угольную генерацию. В нашей стране ситуация связана с тем, что большая часть оборудования для отрасли поставлялась из-за рубежа. Поэтому водородные планы России стоит скорректировать в сторону импортозамещения техники.

Применение водорода в энергетике наиболее интересно в качестве питания для топливных элементов (ТЭ). Эти устройства преобразуют энергию химических связей в электрическую. ТЭ способны получать электричество с КПД более 50% даже при малых мощностях энергоустановок в несколько кВт, что недоступно для традиционных тепловых машин, таких как двигатели внутреннего сгорания. Поэтому топливные элементы привлекательны для локальной генерации и установки на транспортные средства.

Интерес к ТЭ и водородной энергетике появляется волнами, которые совпадают с периодами высоких цен на ископаемые виды топлива. Большое количество проектов по производству ТЭ было начато в 2006–2008 годах. Последняя волна интереса пришлась на 2020–2022 годы. К ней добавился тренд на декарбонизацию, водород даже «раскрасили» на зеленый, серый, голубой и другие в зависимости от способа получения и наличия выбросов СО2 при производстве. Мировое потребление водорода неуклонно растет как за счет его применения на транспорте, так и внедрения новых процессов, в нефтепереработке, металлургии, пищевой промышленности.

Российские водородные проекты основаны на иностранных технологиях получения, выделения и хранения этого газа, так как в нашей стране отсутствуют готовые технологии для этих процессов. Вероятно, в нынешней ситуации эти проекты придется поставить на паузу. Особенность химической промышленности в том, что внедрение нового процесса занимает достаточно много времени — от нескольких лет. При этом требуется строительство ряда пилотных установок, чтобы отработать технологию и обеспечить должный уровень безопасности.

На мой взгляд, сейчас России необходимо пойти путем планомерного развития собственных решений и компетенций в области водородных технологий. В том числе и в области использования такого топлива в промышленности и на транспорте. Чтобы реализовать такой сценарий, желательно создать площадки для размещения пилотных установок с упрощенной сертификацией. Также будет полезна пробная программа по созданию и опытной эксплуатации «водородобусов» и сопутствующей инфраструктуры. Со временем такой подход может позволить даже подойти к экспорту технологий.

Новая важнейшая задача — импортозамещение решений в традиционных отраслях, связанных с водородом, в частности, в азотной промышленности. Для производства аммиака и метанола используется целая линейка катализаторов, требующих периодической замены. Более 90% из них в последние годы покупали за рубежом. В России за последние 30 лет новых катализаторов для этих процессов практически не разрабатывалось, а производственные мощности устарели. Поэтому работы — непочатый край.

Автор — заместитель руководителя Центра компетенций НТИ по водородным технологиям на базе Института катализа СО РАН

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир