Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
CNN сообщил об отсутствии среди целей Израиля ядерных объектов Ирана
Экономика
Иностранным инвесторам хотят упростить получение виз в РФ
Общество
Двоих летчиков упавшего в Ставрополье самолета нашли живыми
Общество
Синоптики предупредили москвичей о небольшом дожде и порывах ветра 19 апреля
Происшествия
МО назвало вероятной причиной аварии ТУ-22M3 в Ставрополье техническую неисправность
Мир
СМИ сообщили о взрывах в иранской провинции Исфахан
Спорт
На шахматном турнире претенденток россиянка Горячкина сыграла вничью с Конеру
Мир
Около половины участников заседания СБ ООН покинули зал с началом речи постпреда Израиля
Происшествия
Силы ПВО сбили 25 снарядов РСЗО Vampire за ночь над Белгородской областью
Мир
Иранское агентство Fars сообщило о трех взрывах на северо-востоке Исфахана
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Мир
S&P снизило кредитный рейтинг Израиля с «АА-» до «А+»
Общество
Хирург рассказал об уникальности случая девочки с «маской Бэтмена»
Армия
Комплекс РЭБ «Волнорез» защитил ТОС «Солнцепек» от потока FPV-дронов ВСУ
Армия
В Карелии сформирована отдельная ракетная бригада с ОТК «Искандер-М»
Происшествия
Пять человек погибли в ДТП с «КамАЗом» в Башкирии
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Большинство россиян предпочитают зарубежные бренды, но каждый второй опрошенный готов перейти на вещи российских дизайнеров. При этом сами бренды признаются, что сейчас переживают непростые времена из-за роста стоимости тканей и увеличения времени поставок. Между тем с уходом европейской продукции для бизнеса появились новые возможности. Как будут развиваться российские бренды одежды в условиях санкций — выясняли «Известия».

Российские бренды

Большинство россиян предпочитают зарубежные бренды, но каждый второй готов перейти на вещи российских дизайнеров. Это следует из результатов опроса, проведенного международным логистическим оператором СДЭК и брендом I Am Studio (имеется в распоряжении «Известий»).

По данным исследования, свыше половины респондентов (54%) предпочитают одежду зарубежных брендов, а почти треть (32%) — одежду российских дизайнеров. Каждому десятому (10%) страна-производитель непринципиальна.

При этом, отвечая на вопрос, будут ли они носить одежду российских брендов вместо зарубежных, почти половина (47%) людей ответила положительно.

— Среди клиентов СДЭК в сегменте моды 15% — российские бренды. В ближайшее время эта цифра будет расти. Мы хотим и готовы расширять сотрудничество с локальными брендами одежды и обуви. В условиях ухода с российского рынка большого количества иностранных магазинов это особенно актуально, — говорит PR-директор СДЭК Анна Иоспа.

По ее словам, сегодня в России — как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в регионах — существует много производителей стильной и качественной одежды, обуви и аксессуаров, но до последнего момента они оставались в тени западных сетевых ритейлеров.

спрос
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Спрос и траты на одежду

По данным исследования, почти половина россиян планирует сократить траты на одежду в 2022 году. До последнего времени большинству опрошенных (72%) один поход в магазин за одеждой обходится в сумму до 10 тыс. рублей, 13% — 10–15 тыс. рублей, 7% — 15–20 тыс. рублей, еще стольким же — от 20 тыс. рублей.

— При этом 47% россиян намерены сократить расходы на одежду. Большинство из них — в связи с ожиданием роста цен. Остальные отметили, что уже имеют большие запасы вещей или перешли на удаленный или гибридный формат работы, соответственно, их потребности в покупках снизились, — отмечают авторы исследования.

По их данным, треть россиян (31%) сегодня покупает одежду раз в 2–3 месяца, а свыше четверти (27%) — раз в месяц. 15% делают это чаще раза в месяц, 13% — раз в 3–6 месяцев и столько же — раз в полгода и реже. Из общего числа респондентов 60% указали, что планируют покупать одежду реже.

Подавляющее большинство россиян предпочитает покупать одежду в торговых центрах (74%) и на маркетплейсах (73%). 64% — в интернет-магазинах. 11% — на вещевых рынках, а каждый десятый (10%) — в секонд-хендах.

Ситуация на рынке

Основатели коммуникационного агентства, работающего в сегментах Fashion, Beauty и Lifestyle ZB’s Laboratory, рассказали «Известиям», что ситуация для модных брендов на рынке сейчас двоякая.

С одной стороны, это, безусловно, время новых стартов и возможностей, с другой — большое испытание на выживаемость.

— Главная «боль» — это удорожание тканей на 30%, а иногда и на все 50%, задержки в поставках фурнитуры. Бренды столкнулись сейчас с тем, что приходится повышать цены и, как следствие, возможно отсечение целого пласта покупателей, — говорят собеседники портала.

ткани
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

По их словам, в связи со сложившейся ситуацией цены на трикотаж поднялись за счет увеличения маршрутов доставки и курса доллара. Есть небольшие задержки в поставках у поставщиков, но на российском бренде Hooli — первом в мире конструкторе худи — это не отражается, поскольку он работает с большим количеством производителей, потому присутствует самозаменяемость.

— Поставщиков бренд не меняет, работает со сложившейся кастой производителей, которые в первую очередь относятся с пониманием к ситуации на рынке и идут навстречу, все заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, — заключают собеседники «Известий».

Выбор бизнесменов

По данным экспертов платформы по управлению бизнесом на маркетплейсах EGGHEADS Solutions, сегодня производители одежды, поставщики и селлеры разделились на три лагеря: тех, кто ушел с рынка, тех, кто остановил процессы, и тех, кто ищет возможности и работает еще больше, чем раньше. Такое явление связано не столько с антироссийскими санкциями, сколько с выбором самих предпринимателей.

— Мы с моим партнером Валентиной постоянно общаемся с коллегами по цеху, и странно слышать от некоторых, что они останавливают производства. Я искренне не разделяю такую позицию. Ведь сейчас то самое время, когда нужно работать больше прежнего, объединяться и искать инвесторов, — считает основатель российского бренда одежды Zeri Наталья Петрова.

Основатель и дизайнер марки ТЕЯ Катя Голубятникова говорит, что после введения санкций большинство игроков рынка взяли паузу, чтобы набросать «хотя бы робкие шаги» для действий в ближайшей перспективе.

— Лично я скупала остатки тканей по старому курсу, в срочном порядке подготавливала площадку во «ВКонтакте», архивировала посты, чтобы в дальнейшем быстрее восстановить контент на других ресурсах, и вышла с прямым обращением к клиентам, — рассказывает она «Известиям».

продвижение
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Продвижение бизнеса

С закрытием Instagram (запрещена в РФ, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской) многие бренды стали уходить в социальную сеть «ВКонтакте» или в мессенджер Telegram. Там они ищут свою аудиторию, адаптируются к новым алгоритмам, осваивают форматы подачи контента и инструменты для продаж.

Но есть и предприниматели, которые продавали и продают одежду только на маркетплейсах. Завести бренд на онлайн-витрину производителей подтолкнула пандемия в 2020 году. Сейчас они чувствуют себя более уверенно, так как Wildberries и Ozon не подпадают под антикризисные санкции.

— Маркетплейсы — простые и универсальные площадки для продаж. Людям понятно, как искать одежду, где ее купить и сколько она стоит. Бренды, представленные только в социальных сетях, возможно, потерялись, а те, которые находятся на маркетплейсах, сейчас в выгодной позиции. Продажи есть, — говорит сооснователь бренда одежды Zeri Валентина Мамаева.

Внутреннюю рекламу бренда на маркетплейсах рассматривает и основатель Miss X и I am pijama Анастасия Якушева: по ее мнению, будущее сейчас именно за ними.

— Но стоит учитывать, что у маркетплейсов тоже бывают сбои и недавнее падение WB сильно ударило по обороту самого разного бизнеса. Сегодня нужно диверсифицировать и снижать риски всеми возможными способами. И если выходить на маркетплейсы, то разные. И именно те, которые подходят вашему бизнесу, — говорит Якушева.

продвижение
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Производство и ткани

У большинства российских брендов одежды производства находятся внутри страны, но сырье они закупают чаще за рубежом — в Турции, Италии и Китае.

— С ростом курса все ткани подорожали на 30–40%, ситуация осложняется и тем, что поставщики просят стопроцентную предоплату. В связи с тем что отменили валютные платежи, покупать стало сложнее, — говорит в беседе с «Известиями» CEO компании Totti Ирина Полыковская.

Катя Голубятникова рассказывает, что ее компания заранее закупила ткани на сезон весна-лето и в первые дни после введения санкций она успела сделать закупку осенних тканей по старому курсу.

— Что будет дальше — не знаю. Мы шьем только из натуральных материалов высокого качества. В основном это итальянские и немецкие ткани. При новом курсе розничная цена переносит наш товар в премиум-сегмент, к чему наши клиенты не готовы, — говорит она. — Я изучила предложения российских производителей ткани и пока, к сожалению, ничего для своего бренда в рамках нашей концепции не нашла. Рассматриваю вариант закупки тканей в Китае, но здесь есть нюансы — например, увеличенные сроки поставки, курсовая разница, невысокое качество, маленький выбор натуральных материалов. В Турции та же проблема, потому в перспективе рассмотрю рынок тканей Казахстана и Узбекистана.

Как отмечают в EGGHEADS Solutions, бренды с производством в России чаще всего выбирают лен, трикотаж и экомех. Из льна производители отшивают платья, рубашки, широкие штаны кроя палаццо, из трикотажного полотна — домашнюю одежду, детское белье, сорочки, базовые вещи типа футболок, боди, лонгсливов, платьев-футболок и джоггеров.

пошив
Фото: РИА Новости/Кирилл Брага

— Селлеры называют самыми «швейными» районами Орел, Иваново, Тверь, Смоленск, Московскую область, Краснодарский и Ставропольский края, Кабардино-Балкарию. Среди «трикотажных» они выделяют Карачаево-Черкесию. Поэтому те, кто отшивал одежду за границей, могут начать производить одежду на отечественном рынке, — говорят представители платформы по управлению бизнесом на маркетплейсах.

По словам Натальи Петровой, сегодня российским брендам важно работать на местном сырье. Ее компания выбрала для себя производство, которое работает в России — им не так сложно найти красители и нитки, которые закупают в Турции или в Узбекистане.

Сложности работы и ценообразование

Главными сложностями для своей работы производители одежды видят заказ оборудования из-за рубежа, курс валют, логистику, сроки поставок, а также сбои маркетплейсов.

— Ситуация на рынке достаточно тяжелая. Селлеры чувствуют себя в состоянии неопределенности. Есть проблемы с оборудованием — швейными машинами. Мы боимся заказывать оборудование с зарубежного рынка. На его изготовление уходит 140 дней, и мы не знаем, можем ли мы его ввезти в Россию, — делится основательница брендов одежды Miss X и I am pijama Анастасия Якушева.

Пока, объясняют эксперты EGGHEADS Solutions, производственники распределяют остатки с помощью платформы по управлению бизнесом на маркетплейсе, смотрят, какие товары приносят 80% выручки бренду. Затем с помощью доступной на платформе финансовой аналитики корректируют товарную матрицу, отказываясь от товаров, приносящих убыток. Также они прорабатывают карточки после сбоя WB и пересчитывают остатки товаров.

производство
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

— Часть клиентов нашей платформы закупили сырье или товары заблаговременно, так как мы показываем клиенту, какое количество желательно заказать в сезонный период и когда увеличивается или падает потребительский спрос. Конечно, мы не могли спрогнозировать ныне сложившуюся ситуацию, но здесь партнеры преуспели, — отмечает СЕО EGGHEADS Solutions Денис Добряков.

При этом он отмечает, что ценоформирование у каждого из производителей одежды сегодня происходит по-своему. Бренд Zeri увеличивал стоимость изделий постепенно, на 5–7% в неделю, такой же тактики придерживался бренд мужских толстовок Sunone, а изготовители детских головных уборов Turbantic подняли стоимость на 30% еще в конце февраля и 1 марта пробили потолок по продажам.

— Мы видим по рынку, что кто-то из селлеров резко поднимает стоимость товаров. Это, скорее всего, связано с тем, что производителям придется закупать сырье дороже. Есть те, кто держит цены прежними. Перспектива — могут уйти в минус при закупке новой партии сырья или товара. И есть те, кто снижает цены, — возможно, они хотят либо вывести товары и сменить нишу или закрыть бренд, — предполагает Добряков.

Основатель Totti Ирина Полыковская отмечает, что ее компания приняла решение пока не повышать цены: все ткани и фурнитура у нас были закуплены до нового года по прежней цене. Однако на коллекцию осень-зима цены вырастут на 20–30% относительно прошлого года. На 20% увеличится и стоимость бренда Hooli.

Новые возможности

Сегодня деятельность на российском рынке приостановили многие крупные бренды, среди которых H&M, Acne Studios, Ganni, Golden Goose, Nike, Marks & Spencer, Mango, Swarovski и др. Несмотря на уход из страны, товары некоторых еще продаются на маркетплейсах. Вероятнее всего, распродается оставшаяся продукция, но если новых поставок не будет, то ниша заметно опустеет.

Неизвестно, как скоро эти бренды вернутся, но пока это время — отличная возможность для российских производителей, считают собеседники «Известий».

закрытый
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

— Пока сложно делать прогнозы, мы считаем, что иностранные компании вернутся, но такая ситуация дает нам шанс на развитие. Сейчас мы видим для себя возможность наладить коммуникацию с нашей аудиторией. Telegram нам дает возможность стать ближе к клиентам, — говорит Ирина Полыковская.

Представители бренда Hooli отмечают, что «верят в российских бизнес»: в стране очень много талантливых дизайнеров.

— Уверены, что со временем магазины с правильным маркетингом и индивидуальным подходом к клиенту выживут и масштабируются, — заключают собеседники «Известий».

Прямой эфир