По итогам мартовского заседания Федрезерв ожидаемо поднял ставку на 25 б.п. (до 0,25–0,5%), положив начало циклу ужесточения денежно-кредитной политики. Кроме того, ФРС заявила о готовности начать сокращение баланса уже на следующем заседании 4 мая. Ранее предполагалось, что это скорее произойдет на заседании 15 июня.
Обновленный макроэкономический прогноз членов Федерального комитета по операциям на открытом рынке (FOMC), который публикуется четыре раза в год, был в фокусе внимания инвесторов. Главной причиной пересмотра прогнозов, как отметил глава ФРС Джером Пауэлл, стала ситуация в Восточной Европе, которая негативно повлияет на экономический рост в США и приведет к более высокому инфляционному давлению в связи с колебаниями цен на энергоносители и усугублением проблем в цепочках поставок. Прогноз по реальному росту экономики в 2022 году был сильно понижен — с 4% до 2,8%, что заметно меньше медианных оценок экономистов по росту на 3,7%.
Прогнозы по ВВП в 2023–2024 годах не были пересмотрены. Прогноз по инфляции (PCE) в 2022 году был повышен с 2,6% до 4,3%, в 2023 году — с 2,3% до 2,7%, а в 2024 году — с 2,1 до 2,3%. Другими словами, ФРС ожидает, что инфляция будет превышать целевой ориентир в 2% на обозримом временном горизонте. Вкупе с очень низкой безработицей, прогнозы по которой на 2022–2023 годы остались без изменений на уровне 3,5%, такие инфляционные ожидания означают, что прогнозы по ставке должны быть повышены. Так и случилось: члены FOMC теперь считают целесообразным поднять ее до диапазона 1,75–2% к концу этого года, а затем до 2,75% к концу 2023-го, тогда как тремя месяцами ранее регулятор сигнализировал о вероятности роста ставки лишь до 1,5–1,75% к концу следующего года.
Другими словами, ФРС заявила о том, что готова на некоторое время поднять ставку выше нейтрального уровня в 2,4–2,5%, чтобы бороться с инфляцией. В ходе пресс-конференции Джером Пауэлл акцентировал внимание на том, что экономика в достаточной мере сильна, чтобы справиться с более высокими ставками. Таким образом, заявления ФРС и риторику Пауэлла на конференции можно определить как «ястребиную». В результате я прогнозирую пять-шесть дополнительных повышений по 25 б.п. в 2022 году, то есть почти на каждом следующем заседании.
Макроэкономические последствия резкого повышения ставки ФРС являются неопределенными, о чем как раз и сигнализирует реакция американских бумаг (трежерис). Траектория роста экономики теперь выглядит слабее, а стоимость финансирования будет выше, чем предполагалось ранее. В более долгосрочном периоде для бизнеса все же будет присутствовать некий баланс между позитивными и негативными факторами.
С позитивной стороны, стремление ФРС побороть инфляцию может означать более благоприятные прогнозы по затратной части компаний. Кроме того, отметим, что условия заемного финансирования будут оставаться стимулирующими в 2022 году, поскольку реальные ставки (с поправкой на инфляцию) пока находятся в негативной зоне. С другой стороны, мы видим риск того, что фактическая реализация сценария столь резкого повышения ставки в 2022–2023 годы может привести к неожиданно сильному негативному влиянию на деловую активность в 2023–2024 ввиду перехода реальных процентных ставок на положительную территорию, что будет означать более тяжелые условия финансирования.
Для фондового рынка традиционно важна определенность в отношении ДКП, и инвесторы ее получили – намерение регулятора побороть высокую инфляцию еще не было столь ярко выраженным, поэтому краткосрочная реакция вполне может оказаться позитивной, и мы увидели это по росту S&P 500 в четверг на 2,2%, но долгосрочные ожидания по доходности акций как класса активов, на мой взгляд, должны быть понижены.
Не исключаю того, что ФРС мог осознанно применить прием вербальных интервенций, чтобы проанализировать влияние своих прогнозов и заявлений на инфляционные ожидания потребителей, инвесторов и компаний. Если в течение следующих двух-трех кварталов инфляционные ожидания заметно снизятся благодаря доверию к регулятору, то это, согласно экономической теории, может привести и к фактической более низкой инфляции, близкой к цели ФРС. В этом случае курс монетарной политики будет скорректирован, и прибегать к ставке выше 2,5% не придется. Как неоднократно повторял Джером Пауэлл, прогнозы ФРС не являются утвержденным планом действий.
Автор — аналитик «Фридом Финанс»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора