Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российская армия владеет инициативой по всей линии фронта
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Авто
Аварийность на дорогах России снизилась на 4% в I квартале
Мир
В Белоруссии ограничили выплату дивидендов гражданам недружественных стран
Общество
Матвиенко назвала убийство военкора Еремина террористическим актом
Мир
WSJ сообщила о привычке Трампа называть Украину частью России на переговорах
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Посольство РФ посоветовало судиться с Turkish Airlines при недопуске на рейсы
Мир
Швейцария разблокировала связанные с Россией активы на 290 млн франков
Мир
Додик на встрече с Патрушевым высоко оценил отношения с Москвой
Происшествия
ФСБ задержала готовившего теракт в Брянске сторонника украинских националистов
Общество
Третьего соучастника покушения на экс-сотрудника СБУ в Москве задержали в Луганске
Мир
Захарова указала на двойные стандарты США в вопросе прав человека на Украине
Общество
Скончалась заслуженный тренер России Елена Карпушенко
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Армия
ВС России уничтожили пусковую установку MIM-23 Hawk и склад ВСУ

Гергиева лента

Обозреватель «Известий» Светлана Наборщикова — о том, почему культура не должна становиться инструментом геополитики
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские артисты — неотъемлемая часть мирового культурного ландшафта, можно сказать, его украшение. Они востребованы, их неизменно ждет публика. Но сейчас, с началом российской спецоперации на Украине, может и не дождаться. Концерты отменяются, гастроли переносятся. Культура все увереннее становится инструментом геополитики, что непоправимо обедняет вышеупомянутый ландшафт.

Валерия Гергиева уволили с должности худрука и главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра. Решение принял мэр Мюнхена Дитер Райтер. Гергиев не выполнил его требование осудить российскую спецоперацию по защите Донбасса. Руководство миланского театра «Ла Скала» также потребовало от Гергиева выступить с осуждением. В противном случае его отстранят от дирижирования «Пиковой дамой» на спектаклях 5–13 марта. К коллегам присоединился директор гамбургской филармонии Кристоф Либен-Зойттер: если Гергиев не осудит, не состоятся запланированные на пасхальную неделю выступления оркестра Мариинки под его началом.

Фестиваль в Вербье опубликовал заявление, где оповестил об увольнении Гергиева с поста музыкального руководителя Фестивального оркестра. В этот же день Парижская филармония отменила апрельские концерты оркестра Мариинского театра с Гергиевым. Ранее концертный зал «Карнеги-холл» в Нью-Йорке сообщил, что Гергиев не будет дирижировать на его площадке Венским филармоническим оркестром. Заодно было отменено и участие в этих концертах Дениса Мацуева. Объяснения отмен сводятся к формулировке: «В связи с последними событиями». Честнее всего в этом списке выглядит Парижская филармония, которая без обиняков указывает: «Решения принято в соответствии с рекомендациями правительства Франции».

Гергиев — не политик, не военный, не депутат, не олигарх. Его профессиональная деятельность не предполагает публичного продвижения и публичного отрицания чего бы то ни было. За что же он отстранен? За то, что когда-то рассказал о своей дружбе с президентом России, принял от него награду и фотографировался с ним? За то, что подписал письмо в поддержку Крыма, народ которого проголосовал за воссоединение с Россией? Или, может быть, просвещенные менеджеры от культуры знают о нем что-то постыдное, чего не знаем мы?

Фестиваль в Вербье объявляет об «изменениях, отражающих его тревогу и осуждение российских действий на Украине». И тут же пишет, что «всегда был сторонником наведения мостов с помощью музыки между молодыми и старыми людьми всех национальностей, происхождения и убеждений». Тогда о чем тревожиться? Неужели Гергиев, сыграв Чайковского или Бетховена, тем самым заявит о своем желании идти на Европу маршем? Музыка-то как раз про наведение мостов между молодыми и старыми, белыми и черными, христианами и мусульманами, пацифистами и «ястребами», Россией и Украиной. Директора и их кураторы из правительств об этом прекрасно знают. Тогда к чему эта риторика, подливающая масла в огонь геополитического конфликта? Стыдно и недостойно.

Артисты с мировым именем, работающие в нашей стране, тоже подвергаются беспрецедентному давлению. Римас Туминас уволен с должности худрука Малого театра в Вильнюсе, который сам в свое время и создал. Решение об отставке дирекция учреждения приняла по требованию министра культуры Литвы Симонаса Кайриса. И все потому, что должность в Вильнюсе Туминас совмещает с художественным руководством Театром имени Вахтангова.

Не по своей воле покинул пост худрука Лоран Илер, возглавлявший балетную труппу Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Как говорят танцовщики, Илера вызвали в посольство Франции и сказали, что если он не уволится, то будет иметь серьезные проблемы на родине.

Чешский фестиваль «Фебиофест» решил отобрать свою награду у двукратного обладателя «Золотой пальмовой ветви», главного режиссера Театра Российской Армии Эмира Кустурицы. Формулировка — «за сотрудничество с Россией».

Не сомневаюсь, что список будет множиться: культуры России и Запада связаны очень тесно, а в эту неделю культурная жизнь в Европе обручилась с политикой. И не просто обручилась, а слилась в экстазе. Международная культурная деятельность поставлена в зависимость от военно-политической обстановки. Лозунг «культура вне политике» уже не актуален.

К счастью, остались еще силы, противостоящие антикультурному тренду. Глава венской филармонии Даниэль Фрошауер сказал, что не собирается рвать многолетние связи своего оркестра с Гергиевым.

А 9 марта в Опере Цюриха начнутся показы «Макбета» Верди, где должна выступать Анна Нетребко, уже отстраненная от спектаклей в Баварской опере и театре «Ла скала» за тот же отказ от политических высказываний. «Для нас как работодателя нет законных оснований спрашивать сотрудников об их политической, религиозной или сексуальной ориентации»,— заявили в дирекции театра. Золотые слова. Как раз в духе подлинной, непоказной толерантности.

Автор — доктор искусствоведения, редактор отдела культуры газеты «Известия»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир