Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Скончался Борис Моисеев
Мир
СК возбудит дело из-за осквернения памятника красноармейцам в Чехии
Мир
МИД России указал новому послу ЕС на неприемлемость заявлений Борреля
Мир
В Швеции сообщили о мощных подводных взрывах в районе утечек «Северных потоков»
Общество
Бастрыкин поручил дать оценку действиям должностных лиц после стрельбы в Ижевске
Общество
В Москве простились с режиссером Владимиром Краснопольским
Общество
Сенатор Бондарев назвал участие в спецоперации священным долгом каждого мужчины
Мир
Захарова предупредила ЕС об опасности отказа от консенсуса в принятии решений
Мир
Глава ЛНР объявил референдум состоявшимся вопреки попыткам Киева его сорвать
Мир
Херсонская область не будет объявлять независимость
Общество
Умер главный тренер паралимпийской сборной РФ по футболу Барамидзе

Совместный ответ на санкционное давление

0
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В последние годы конфронтация в отношениях России и Китая с США и их союзниками заметно усилилась. В официальных документах Штаты называют наши страны не иначе как стратегическими противниками, от которых ожидают угрозы безопасности. В этой борьбе страны Запада всё чаще используют инструмент односторонних ограничительных мер — санкций. В то время как для России и Китая всё более важным становится сотрудничество в сфере предотвращения негативных последствий от этих воздействий.

Тенденции использования запретов

За последние 20 лет экономические санкции стали основным инструментом внешней политики. При том что единственным законным источником подобных мер может быть Совет Безопасности ООН, такие методы широко используются в одностороннем порядке развитыми странами для достижения различных целей на международной арене. Санкции постепенно вытесняют официальную дипломатию, оказывая разрушающее воздействие на устоявшиеся институты и правила игры.

Наиболее часто односторонние меры используют США. Их санкции носят масштабный характер: лидерство в мировой финансовой системе позволяет Вашингтону вводить ограничения вдали от дома.

Односторонние ограничения являются одним из основных политических рисков для экономики и финансовых систем стран, находящихся под давлением. В арсенале санкций есть запреты на отдельные категории импортной и экспортной торговли, запреты на технологии, финансовые операции, инвестиции, кредитные переводы, визовые и другие ограничения. Эти меры так или иначе наносят ущерб стране-мишени: их последствия нарастают со временем и усугубляются другими факторами, такими как экономический спад. Сама страна ещё долго может противостоять давлению США, но после штрафа или иных мер со стороны властей международные торговые компании будут всеми силами стараться не переходить минное поле и избегать риска санкций.

И Россия, и Китай выступают против односторонних санкций в международных отношениях. Основополагающим документом в данном вопросе является Российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, предусматривающий невмешательство во внутренние дела других стран и взаимное уважение политических, экономических путей социального и культурного развития.

И Москва, и Пекин признают главную роль ООН в международных делах и главную ответственность Совета Безопасности за поддержание международного спокойствия. Обе стороны считают, что только Совет Безопасности ООН имеет право вводить санкции. Некоторые главы государств не раз указывали на то, что нельзя применять односторонние ограничительные меры. Например, Российская Федерация и Китайская Народная Республика в совместном заявлении от 26 июня 2016 года выразили общую позицию: «Введение односторонних санкций за рамками, согласованными Советом Безопасности ООН, несовместимо с нормами международного права и наносит несоразмерный вред странам, применяющим санкции». Россия и Китай особо указали, что введение запретов за пределами их собственной территории также оказывает негативное влияние на третьи страны и международные экономические и торговые отношения.

Санкции против России

Россия находилась под иностранными санкциями почти весь прошлый век. Процесс этот был подвижным: ограничения ослаблялись, когда автору ограничений был нужен рынок сбыта или, как во время Второй мировой войны, отчаянно требовались союзники. Однако с началом холодной войны санкции вернулись в арсенал, использовавшийся против Москвы. Россия отвечала комплексными решениями: развитием собственной промышленности, технологий, кадрового резерва и экономики в целом. Успешному выполнению этих задач даже способствовало ограниченное сотрудничество со странами Запада. Россия тоже приняла некоторые встречные меры, хотя и гораздо меньшие, чем США.

После украинского кризиса 2014 года санкции против Москвы были введены в совершенно новых масштабах и интегрировались в мировую экономику. В настоящее время 41 страна вводит ограничительные меры против Российской Федерации. Соединённые Штаты и Евросоюз приняли больше всего запретов и оказали наибольшее влияние на эти процессы.

Несмотря на потери из-за санкций, Россия не торопится удовлетворять требования западных стран и не обязуется выполнить их решения в обозримом будущем. Вопрос же об ущербе для экономики от односторонних ограничений до сих пор является дискуссионным. Таким образом, от усиления односторонних санкций формируется обратный потенциальный эффект. В краткосрочной перспективе Россия смогла адаптироваться к различным запретам, в долгосрочной важными задачами для неё станут содействие созданию альтернативных международных финансовых механизмов и диверсификация торговых партнёров. Москва уже сейчас активно укрепляет связи с другими странами, прежде всего с Китаем.

Санкции против Китая

Западные страны давно ввели санкции против Китая. Соединённые Штаты активно вводили торговое эмбарго против Китая с 1947 года. Однако с конца 1960-х годов США взяли курс на ослабление эмбарго и развитие отношений с Китаем в целях сдерживания России. В последнее время возникает вопрос о штрафах и вторичных санкциях (в основном в рамках пакета санкций против Ирана и Северной Кореи) в отношении физических лиц, отдельных компаний. В 2020–2021 годах вопрос сдерживания Китая стал для США отдельной повесткой дня. Так как страна становится всё более активной на международной арене, её экономические и технологические возможности глубоко беспокоят Вашингтон.

Пандемия косвенно способствовала стремительному обострению накопившихся за последние годы конфликтов между США и Китаем. Правительство и политики Штатов открыто обвиняют КНР в распространении вируса. Они выражают растущее недовольство действиями Китая по борьбе с коронавирусом, ситуацией с правами этнических меньшинств и обстановкой в особом административном районе Китая Гонконге. Стоит отметить, что обвинения в адрес Пекина сразу приобрели ярко выраженный идеологический оттенок. Практически во всех публичных выступлениях или документах подчёркивается, что Китай — коммунистическая страна.

Администрация Байдена не стремится изменить свой подход к Китаю. По сравнению с президентством Трампа отношение США становится более сдержанным и респектабельным, но общая политика не претерпевает принципиальных изменений. Китай видится одним из главных конкурентов США, и его сдерживание в военном, технологическом и политическом плане останется чрезвычайно важной внешнеполитической задачей американской дипломатии.

Трудно отрицать, что в отношениях между США и Китаем существуют реальные и сложные проблемы, но решить их можно только путём диалога. Устаревшие идеологические лозунги и взгляд на развивающуюся страну с упрощённой и поверхностной точки зрения проблему только усугубляют.

Общая оппозиция санкциям

Итак, наши лидеры считают недопустимым использование санкций для оказания давления на независимые страны с целью изменения их внешней и внутренней политики без решения Совета Безопасности ООН. На международной арене, прежде всего в рамках ООН, Москва и Пекин выстраиваются единым фронтом против подобных мер. Например, 5 октября 2020 года на Генассамблее ООН прозвучало заявление России и Китая, а также их партнёров, в котором критиковалась политика односторонних принудительных мер и содержался призыв к немедленной отмене санкций, особенно в условиях пандемии.

Поскольку эффект от своих действий США определяют доминированием доллара в мировой финансовой системе, России и Китаю следует уделять приоритетное внимание развитию альтернативных финансовых систем и инструментов. На глобальном уровне Москва и Пекин предприняли совместные усилия в этом направлении в рамках БРИКС. Участники содружества создали новые банки развития и валютные резервы. Активно обсуждаются вопросы увеличения доли национальных валют во взаиморасчётах, развития собственных платёжных систем — вплоть до создания альтернативы SWIFT, внедрения криптовалют БРИКС. С учётом того, что модель «БРИКС+» может привлечь новых партнёров, постепенно появляется перспектива выхода такого сотрудничества на новый уровень. Россия и Китай также последовательно создавали в сопредельных регионах и новые «незападные» институты развития (Евразийский банк развития и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций).

РФ и КНР активно работают над тем, чтобы отказаться от доллара и финансовых инструментов, контролируемых западными странами. Для развития взаиморасчётов в рублях и юанях Москва и Пекин в 2019 году подписали межправительственное соглашение о расчётах и платежах. Россия также разделила структуру валютных резервов и увеличила долю резервов в юанях. Страны достигли договорённости о создании платёжной системы, которая свяжет российскую систему передачи финансовой информации с китайской системой трансграничных платежей в юанях.

Обеспечение экономической стабильности и самодостаточности особенно важно в условиях растущего внешнего давления, направленного на ограничение экономического развития России и Китая. Развитие всесторонних торгово-экономических связей между нашими странами может способствовать решению этого важнейшего вопроса. Увеличение поставок энергии, машин и продуктов питания, реализация совместных инфраструктурных проектов и расширение взаимных инвестиций помогают уменьшить зависимость от западных торговых партнёров.

С потенциалом России в фундаментальной науке и возможностями Китая в передовых технологиях в дружбе между нашими странами, безусловно, заложены масштабные перспективы.

Авторы — Иван Тимофеев, директор проектов Российского совета по международным делам и К.А Кузьмина, программный сотрудник Российского совета по международным делам

Позиция редакции может не совпадать с мнением авторов

Читайте также
Реклама
Прямой эфир