Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Глава МИД Украины прибыл в Индию с дипломатическим визитом
Недвижимость
В Москве за три года доля рассрочки в элитной недвижимости выросла в три раза
Общество
В МВД сообщили об установлении машины террористов в «Крокусе» в кратчайшие сроки
Мир
В Кремле знали о фактах пыток ВСУ над российскими пленными из доклада ООН
Общество
Минкультуры РФ проработает вопрос охраны массовых мероприятий после теракта
Пресс-релизы
В МФТИ прошла Всероссийская конференция «Приоритеты школы будущего»
Происшествия
Спецназ Росгвардии помог задержать в ДНР подпольных торговцев оружием
Происшествия
ПВО сбила два беспилотника на подлете к Белгороду
Политика
Песков рассказал о работе с КНР, Турцией и ОАЭ по облегчению платежей из-за санкций
Мир
Военный эксперт усомнился в выходе ВСУ из тупика на передовой
Общество
Агаларов сообщил о запертых в «Крокусе» дверях только в служебных помещениях
Происшествия
«Известия» показали последствия обстрела Пролетарского района Донецка ВСУ
Мир
Песков оценил слова Шольца об обсуждении в Европе мирных переговоров по Украине
Общество
В Кремле назвали преждевременным вопрос восстановления «Крокус Сити Холла»
Мир
Эксперт заявила об ослаблении немецкой экономики и деиндустриализации Германии
Политика
Песков оценил предложение экс-канцлера ФРГ помочь в переговорах по Украине

Сказка сплошь

Обозреватель «Известий» Дарья Ефремова — о том, чего мы ждем от русской «Игры престолов»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вышедшая пилотная серия фэнтэзи-саги «Отблески Этерны» разочаровала фанатов одноименной книжной серии Веры Камши. И всё же стриминговые платформы возлагают на шоу большие надежды — впереди еще несколько эпизодов, а первый полуторачасовой, удачный он или нет, уже установил новый рекорд «Кинопоиска», принеся ему 100 тыс. просмотров только за первые сутки и обогнав «Пищеблок».

Театр начинается с вешалки, и в этом фойе всё чин по чину, если не включать слишком уж яркий свет. И хотя злые языки сразу же отметили низкобюджетность ленты (особенно в сравнении с «Игрой престолов»), картонные диалоги, затянутую экспозицию и некоторый наив в подаче интриги, на самом деле всё на своих на местах. На пепельном фоне пламенеет готический шрифт, рыцари бьются в тумане на фоне замка на горе, и эта битва сразу же каменеет в камне и бронзовеет в бронзе, в свете факелов вырисовывается юное лицо принца в изгнании, он прекрасен, как модель с показов Дома Гуччи, но не просто ходит по подиму туда-сюда, а обещает отомстить врагам — узурпаторам трона. Пафосный закадровый голос с должной подробностью и излишней суггестией объясняет, что такое Кэртиана, Талиг, Великий излом, чем известен Оллар-завоеватель и как он обошелся с Повелителем ветра или, скажем, Повелителем скал. И, конечно, королева — она, по законам жанра, «мутная», гулящая, наверное, скоро родит драконов. Мечтает «всех отравить» и вообще повернута на идее отмщения: «Будь тверд в стремлении отомстить за отца, и тебя назовут спасителем». Или это говорит уже другой персонаж? В пилотном эпизоде всё настолько запутано, что неосведомленному зрителю только и остается улавливать вымышленные геолокации и имена. Они, как на грех, похожи: Альдо, Арно, Алва, Айрис, Арамона. Зато какие красивые — напоминающие клички больших породистых собак.

Казалось бы, Вера Канша не Толкиен, чтобы сразу нашлись читатели-энциклопедисты, желающие рассказать, «как всё на самом деле было», а вот же нашлись — у книжной серии, как не крути, многомиллионная фан-база. Кому-то сразу «резанул» образ королевы Катарины. В книжной серии она — волк в овечьей шкуре, «хрупкая девушка, которая мастерски играет на своем беззащитном образе, напропалую изменяет мужу и манипулирует молодыми-оруженосцами», в фильме персонаж Юлии Хлыниной — «откровенная куртизанка, от которой не ожидаешь ничего, кроме разврата и непотребств». Не всем пришелся по душе и главный герой Роке Альва в исполнении Юрия Чурсина — или «наше всё», как его принято называть в фэндоме. «Главный герой-дворянин, сын мятежника, вынужден поступить на службу к убийце своего отца ради изощренной мести королю-узурпатору, но это в книге, — разъясняют в отзывах фанаты, — а в фильме розовощекие мальчики в одинаковых костюмах пытаются бездарно косплеить фэнтези-мушкетеров».

Казалось бы, Чурсин — узнаваемый, харизматичный и совсем не «розовощекий» актер, но не для поклонников этого литературного шедевра.

«Роке Альва — пронзительно красив. И красота его такая, что не только покоряет женщин, что как бы и понятно, но и мужчин всех возрастов. А Роке в принципе и не против. Он открыт для любого, лишь бы ему не пытались выесть мозг, что довольно часто делает королева», — поясняет одна из поклонниц. И добавляет: «Очень этим людей бесит, потому что вот вызови его семь человек на дуэль, все семь и умрут, а он вздохнет грустно, сядет на своего Моро, это своенравный жеребец, если что, и поедет в свой дом, самый красивый в столице».

С Роке, в общем, всё ясно. Гораздо интереснее понять, чем нам так дороги все эти игры престолов и жаждущие отмщения принцы в изгнании на своенравных скакунах? Обычно в таких случаях говорят про инфантилизацию общества и нежелание брать на себя ответственность за карьеру и семью, но есть и другой резон. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, миры существуют в нем гипнотически и по совершенно архетипическим законам: в них есть пространство для героев, злодеев, богов, волшебства и колдовства, оборотней, вампиров, эльфов, тотемных животных и ведьм, причем темные силы отнюдь не всегда оказываются антагонистичными к герою. Привратник, стороживший замок чудовища, вдруг обращается в наставника, теневой двойник — в союзника, а Тень приносит дары.

Яркая насыщенная сказка — отличный способ хотя бы на время уйти от реальности с ее сложностями, серостью, несправедливостью и тщетностью усилий. Тот же механизм, как с компьютерными играми, не случайно и аудитория в большой степени совпадает. Мальчик-инвалид, жертва подлости взрослых, становится в конце «Игры престолов» кем? — самым главным королем. Люк Скайуокер из «Звездных войн» рос у приемных родителей, прошел путь обучения, стал Джедаем — это классический путь Героя. Среди полусотни персонажей саги точно кто-то «зацепит», с кем-то захочется себя ассоциировать, возможно, по принципу компенсации. Плюс к этому, в отличие от двухчасового полного метра, за десяток (сотню) серий можно спокойно показать длинный путь, перипетии, изменения в личности — и вот простой консервативный мещанин хоббит становится смельчаком.

Теперь о том, почему кастинг вечно всех не устраивает. Дело в том, что для фаната саги авторский текст — это как Евангелие, любое несоответствие вызывает отторжение. Актер может быть прекрасен, но если он не совсем «такой», как описано в первоисточнике, он плохой. Вот Тимоти Шаламе — правильный Пол Атрейдес, а его предшественник — нет. Другими словами, фанат саги проецирует свои представления и реагирует на непопадание в канон, а не оценивает актерскую игру. Есть и еще один момент: все эти истории про принцев, вампиров, злых узурпаторов и коварных королевен апеллируют к четким нравственным категориям: добро-зло, предательство-верность, смелость-трусость, искренность-коварство, они героев побуждают принимать «роковые», а на самом деле, драматургические решения — восстановить справедливость или погибнуть, отомстить или жить в бесчестии, быть гордым или стать подлецом, но получить профит. О чем в эпоху релятивизма и тотальной постиронии иногда хочется вспомнить.

Автор — обозреватель «Известий», литературный критик

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир