Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Тайсон Фьюри одолел Чисору и защитил титул чемпиона мира по версии WBC
Мир
Израиль ударил по целям в секторе Газа
Армия
Российский военный отогнал горящую машину с боеприпасами и спас сослуживцев
Экономика
Правительство расширило субсидии и гранты для животноводов и сельхозпроизводителей
Мир
Будапешт назвал потолок цен на нефть РФ вредным для европейской экономики
Мир
В нескольких областях Украины объявили воздушную тревогу
Спорт
Сборная Аргентины обыграла Австралию и вышла в четвертьфинал ЧМ-2022
Спорт
Месси побил рекорд Марадоны и Роналду по количеству голов на чемпионатах мира
Армия
Связисты под шквалистым огнем боевиков эвакуировали раненых сослуживцев
Спорт
Исмаилов одержал победу над Шлеменко
Мир
Ирландский политик призвал главу ЕК поспособствовать приближению мира на Украине
Мир
Зеленский назвал установленный ЕС ценовой потолок на нефть из РФ в $60 несерьезным
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Работа современных автомобилей, микроволновых печей, смартфонов, медицинских приборов и многого другого основана на компьютерных чипах. Вызванный пандемией коронавируса дефицит полупроводников привел к проблемам и в производстве сложной бытовой техники и в автопроме. Ряд концернов на время приостановил производство, а возвращаться на рынок пришлось с завышенными ценами. Подробнее — в материале «Известий».

Как долго продлится дефицит микрочипов

Глобальный дефицит полупроводников в автомобильной промышленности и многих других отраслях продлится еще несколько лет. Такой прогноз делает консалтинговая компания Roland Berger в своем исследовании «Как преодолеть кризис полупроводников. Устойчивый структурный сбой требует стратегических ответных мер со стороны автомобильной промышленности».

Согласно анализу агентства, спрос на полупроводники будет расти на 17% в год с 2020 по 2022-й, а производственная мощность за тот же период повысится только на 6% в год. Ускорить производственный процесс вряд ли получится — предприятия-изготовители уже сейчас работают со средней мощностью 97%.

В такой ситуации ожидаемо повышение цен. Так, в США средняя стоимость новых автомобилей установила исторический рекорд, взлетев на 17% и достигнув в июле 2021-го $41 тыс. А цены на подержанные автомобили выросли на 21% с июня 2020 года.

Завод полупроводников в Германии

Фото: Global Look Press/Christoph Schmidt

Опрошенные «Известиями» эксперты также сошлись во мнении, что в 2022 году в России автомобили будут дорожать стремительнее других товаров. Среди других категорий, также испытывающих прирост стоимости, собеседники издания назвали бытовую технику, средства коммуникации, лекарства, продукты питания, табачные изделия, а также товары, в которых используются природные ресурсы (мебель, предметы деревообработки, бензин). По итогам 2020 года инфляция составила 4,9%, в 2021-м продолжила увеличиваться и к октябрю достигла 8,14%. Однако аналитики высказывают надежду на замедление темпа роста цен к концу 2022-го — до 5,4%.

Как автопром отреагировал на дефицит полупроводников

Нехватка микрочипов чрезвычайно чувствительна для автомобильной промышленности — для только одной машины требуется от 300 до 3000 полупроводников. Они обеспечивают работу самых разных узлов — от гидроусилителя руля до подушки безопасности.

«Полупроводники, они же чипы, присутствуют практически во всех электронных блоках и затрагивают около 60% опций в современных автомобилях. Приведу конкретные примеры опций, попавших сегодня под рестрикции: пакеты ассистирующих водителю систем, виртуальные дисплеи на некоторые модели, блоки сопряжения автомобиля с телефоном, системы давления в шинах, системы управления обогревами стекол и даже сидений. Этот список постоянно растет. Дефицит, связанный с нехваткой микрочипов, сказывается на всем рынке новых автомобилей», — пояснил директор «Ауди Авилон» Ренат Тюктеев.

Дефицит чипов для автопрома возник во всем мире после того, как весной 2020 года на фоне коронавируса концерны сократили заказы — локдаун запер автолюбителей по домам. Однако позднее возник отложенный спрос, а производство чипов не сумело наверстать прежние объемы.

Фото: Global Look Press/Anton Belitsky

Нехватка полупроводников вынудила многих производителей приостановить конвейеры. В январе 2021 года о сокращении выпуска заявил Ford. Тогда же об уменьшении производства из-за дефицита микрочипов сообщили Nissan, Chrysler, Toyota, Fiat. Простаивать пришлось и другим предприятиям, например General Motors.

В августе концерн «АвтоВАЗ» также приостановил производство в Тольятти на трех линиях из-за нехватки полупроводников. Сбой произошел в поставке электронных чипов Bosch. Подобные проблемы уже возникали в июне и июле 2021-го, поделились в компании. Тогда ситуацию прокомментировали в Минпромторге: чиновники признали наличие проблемы и отметили, что активно работают над тем, «чтобы обеспечить ритмичность поставок и не допустить дефицита автомобилей на рынке».

Причины кризиса микрочипов

Ажиотажный спрос на технику и медоборудование в период пандемии не единственная причина затяжного дефицита полупроводников. Во многом на ситуацию повлияло отсутствие децентрализации поставщиков.

Изготовление микрочипов сконцентрировано в руках нескольких компаний, расположенных к тому же в одном регионе. По данным исследования TrendForce, львиную часть поставок полупроводников обеспечивает тайваньская Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC). Она занимает 54% рынка. Южнокорейский Samsung производит заметно меньше, но остается в числе лидеров — его товар покрывает 17% рынка. По 7% приходится на другую тайваньскую компанию UMC и американскую GlobalFoundries.

По сути, мировая электроника пребывает в зависимости от азиатских микросхем. Поэтому любые невзгоды, будь то засуха в Тайване или локдаун в Малайзии, крупнейшем мировом хабе по сборке и тестированию чипов, оборачиваются «недопоставкой» чипов для всего мира.

Другой важной причиной дефицита стали проблемы с логистикой. Из-за пандемии резко возросла цена морских перевозок: чтобы отправить один грузовой контейнер объемом 67,7 куб. м из Азии в Европу, в нынешних условиях приходится тратить до $17 тыс. — это в десять раз больше прежнего тарифа. Вдобавок необходимость перевозки вакцин привела к повышенному спросу на грузовые авиаперевозки, а пассажирские рейсы, которые также используются для транспортировки грузов, из-за пандемии сократились.

Читайте также
Реклама