Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Появились новые способы оформления карты болельщика в России
Мир
Трамп упрекнул власти США в некомпетентности на фоне решения РФ по ЯО
Мир
Минск заявил о вынужденных мерах из-за наращивания потенциала НАТО
Мир
В МИД назвали недостойным спектаклем «Саммит за демократию» США
Пресс-релизы
Завершился гоночный сезон 2022-2023 Sochi Drift Challenge
Общество
СМИ назвали возможного покупателя российских активов Henkel
Наука и техника
Мошенники начали использовать ChatGPT для фишинга
Спорт
Макдэвид первым за последние за 27 лет НХЛ набрал 140 очков за сезон
Общество
Источник заявил об улучшении состояния Костомарова
Армия
Пушилин рассказал о практически полной зачистке промзоны в Артемовске
Общество
Собянин сообщил о росте средней скорости движения на МКАД на 6% за пять лет
Мир
В Киеве потребовали запретить применять боеприпасы с обедненным ураном
Мир
КНР обошла США и стала крупнейшим в мире кредитором стран-должников

Художественный ход

Обозреватель «Известий» Светлана Наборщикова — о том, каким курсом пойдут МХТ им. Чехова и МХАТ им. Горького
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Художественные театры ожидают официального представления новых руководителей — МХТ имени Чехова возглавит худрук Константин Хабенский, в МХАТ имени Горького придет гендиректор Владимир Кехман. Объявили о назначениях в один день, и это коим-то образом объединило две части великого театра, расколовшегося без малого 35 лет назад.

Экс-худрук МХТ Сергей Женовач написал заявление по собственному желанию. Среди руководителей Художественного театра период его правления стал самым коротким — неполных три года. За это время было представлено десять полноценных премьер, из них три спектакля Женовач поставил сам. Учитывая все сложности пандемии, прекрасный результат. Но — не кассовый. Мало народу стало ходить в некогда аншлаговый театр. И артисты недовольны — ведь жалование им платят с учетом проданных билетов.

Правда, лично я пустые места в мхатовских залах видела только с пометкой «не садиться». И писем артистов, жалующихся на тяжелое положение, в открытом доступе не встречала. Как бы там ни было, Женовач теперь сосредоточится только на Студии театрального искусства. После прихода Сергея Васильевича в МХТ этот созданный им театр юридически стал его филиалом, и теперь получается, что руководителем экс-худрука становится новый худрук.

Так или иначе эта проблема будет решена, а вот МХАТ с появлением Хабенского получит проблему фактически неразрешимую или разрешимую по истечении непонятно какого времени. Дело тут даже не в том, что Хабенский — актер, а Художественный театр по своей генетике — режиссерский. А в том, что Константин Юрьевич, будучи замечательным и очень востребованным артистом, ничем, кроме собственного благотворительного фонда, не руководил. Да и в театре, который ныне возглавил, в связи с кинематографической и общественной загруженностью появлялся нечасто. Его лучшие роли, и прежде всего Алексей Турбин в «Белой гвардии», поставленной Сергеем Женовачем, датированы началом 2000-х.

Правда, в этом месяце в МХТ появился спектакль «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» с Хабенским в главной роли, и сдается мне, что таким образом будущий худрук продекларировал свою программу: дорого, богато — один воздушный шар чего стоит — и, в общем-то, ни о чем. Спонсоров с приходом Хабенского у театра, несомненно, прибавится, но менеджерских умений, которыми славился Олег Павлович Табаков, тоже не обделенный влиятельными друзьями, это худруку не добавит.

Табаков возглавил МХТ, имея за плечами опыт создания своего театра и директорства в «Современнике». Хабенскому всему этому придется учиться, а учиться некогда: надо руководить главным драматическим театром страны. Тяжелая участь. Не позавидуешь. Или — что более вероятно — руководить будут за него, а Константин Юрьевич со своей медийностью будет представительствовать. Оба варианта для театра плохи, но тут уж ничего не поделаешь. Такое нехудожественное время.

У МХАТ имени Горького — другие проблемы, и главная заключается не в репертуарной политике, сколько бы копьев по этому поводу не ломалось. Театр на Тверском бульваре — живой, развивающийся, там постоянно что-то происходит в разных сферах и форматах. А умение, как известно, достигается упражнением, которых в вотчине Эдуарда Боякова предостаточно. Плюс — спасибо Татьяне Васильевне Дорониной — имеется большой запас академической прочности. Приди на эту сцену даже с десяток условных Бузовых, цитадель не рухнет.

А вот стены рухнуть могут — уникальному зданию, образчику брежневского модерна, уже давно требуется основательная реконструкция. В этом контексте приход Владимира Кехмана для театра благо — он уже обеспечил себе репутацию театрального строителя. Мне доводилось бывать Михайловском театре и НОВАТе до того, как там появился Кехман. И, признаюсь, возвращаться в них не хотелось, несмотря на достойную творческую составляющую. Потому как театр не просто вместилище спектаклей, но и культурное учреждение с соответствующим ремонтом, интерьерами, туалетами и прочей начинкой.

Здание МХАТа находится в лучшем состоянии благодаря столичному адресу и сравнительно молодому возрасту, но реконструкцию, по словам худрука Боякова, надо начинать как можно скорее: поддерживать строение в рабочем состоянии становится всё сложнее. Благодаря вкусу и энергии Кехмана в России уже появилось два прекрасных театральных здания с великолепными интерьерами и современным техническим оснащением. Теперь надеемся на аналогичное продолжение.

В ведомство Кехмана, согласно представлению министерства, помимо ремонта входят «вопросы стабильного развития учреждения, поддержания трудовых взаимоотношений в коллективе и созидательной творческой атмосферы в МХАТ им. М. Горького в целом». Под «взаимоотношениями» и «атмосферой», вероятно, подразумеваются умиротворение части труппы, несогласной с отставкой Татьяны Дорониной, и возвращение в театр, хотя бы с визитами, самой народной артистки. В Михайловском Кехману действительно удавалось налаживать отношения с великими. В частности, его советником долгое время была Елена Образцова, уже отошедшая от сцены, но не потерявшая авторитета и влияния. Если и Татьяна Васильевна проявит милость к нынешнему МХАТу, его репутация мгновенно улучшится даже без смены курса.

В сложившейся конфигурации «гендиректор – худрук» беспокоит только одно. И Кехман, и Бояков всегда приходили на проекты в качестве единоличных лидеров. Триумвират Пускепалис – Прилепин – Бояков, который худрук декларировал по приходу в МХАТ, не должен дезориентировать: право решающего голоса в любом случае принадлежало Эдуарду Владиславовичу. Теперь Боякову и Кехману — руководителям жестким и авторитарным — предстоит ужиться во благо театра. Остается верить, что они договорятся или уже договорились на берегу. В противном случае борьба двух гигантов — и по накалу страстей, и по интересу к ней общественности — затмит всю сценическую деятельность. Но вряд ли театру нужен такой успех.

Автор — доктор искусствоведения, профессор, редактор отдела культуры газеты «Известия»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Реклама
Прямой эфир