В конце октября инфляция в России побила новый рекорд — по данным Минэкономразвития, в годовом выражении она ускорилась до 7,97%, в два раза превысив таргет ЦБ в 4%.
Разгон инфляции — общемировой тренд, а Россия не находится в вакууме. Основная причина в дешевой ликвидности, которую мировые центробанки создали, чтобы стимулировать пострадавшие от пандемии экономики. А также в посткоронавирусном резком восстановлении спроса на энергоносители и другие сырьевые товары. К этому следует добавить узкие места в цепочках поставок, которые сохраняются дольше, нежели это предполагалось в начале 2021 года. Инфляция вызывает беспокойство у монетарных властей США, Великобритании, Европы в целом. Россия здесь не стала исключением.
В РФ потребительская инфляция начала ускоряться со второй половины августа. Определенную роль сыграли и социальные выплаты, произведенные в сентябре пенсионерам, школьникам, военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов. На неделе до 25 октября цены на продовольственные товары выросли на 0,55% при удорожании плодоовощной продукции на 1,8%, говорится в докладе Минэкономразвития. В сегменте непродовольственных товаров темпы роста цен составили 0,17%. Соответственно, инфляция в России на 25 октября, по оценке ведомства, составила 7,8% в базисе год к году. Последний раз годовая инфляция была выше 7,9% в феврале 2016 года (тогда она равнялась 8,1%).
Рост цен на автоперевозки продовольствия и других товаров стал явной причиной усиления инфляционного давления. Представители бизнеса указывали на увеличение стоимости перевозки на 20–30% год к году, а в некоторых случаях речь шла о двукратном повышении стоимости логистики. Это объяснялось дефицитом рефрижераторного транспорта и дефицитом водителей, так как наемная сила из соседних государств из-за коронавируса сократилась.
К примеру, опубликованный на этой неделе квартальный отчет сети магазинов фиксированных цен Fix Price указал, что инфляция нашла отражение в росте цен практически на все товарные категории «от булавки до самолета», а дефицит контейнеров приводит к росту ставок на перевозки в 5–10 раз.
Рост инфляционных ожиданий также выступает причиной ускорения фактической инфляции. В октябре он увеличился до 13,6% с 12,3% в сентябре, свидетельствовал недавний опрос «инФОМ», который ежемесячно проводится по заказу Банка России. В итоге инфляционные ожидания достигли максимальных уровней конца 2016 года.
Как результат, Банк России по итогам октябрьского заседания повысил прогноз инфляции на конец года до 7,4–7,9%, но оставил в целом без изменений прогноз на конец 2022-го — около 4%. Позиция ЦБ по-прежнему состоит в том, что более быстрый по сравнению с предложением рост спроса стал основной причиной разгона инфляции.
Несмотря на тот факт, что прогноз Банка России указывает на временный характер всплеска роста цен, а поддержание потребительского спроса в существенной степени обусловлено кредитованием и единовременными бюджетными поступлениями, влияние которых в 2022-м должно существенно ослабнуть, регулятор решил продолжить политику, направленную на торможение внутреннего спроса и инфляционных ожиданий. Как следствие, 22 октября совет директоров Банка России повысил ключевую ставку на 75 б.п., до 7,5%.
Регулятор демонстрирует готовность противостоять росту цен, и решительность его действий поможет вернуть кредит доверия, оставляя шанс на стабилизацию инфляционных ожиданий. Укрепление курса рубля — также сдерживающий инфляцию фактор. Я конструктивно смотрю на рубль в ближайшие месяцы и считаю, что динамика российской валюты внесет свой вклад в улучшение инфляционной ситуации.
Устранение узких мест в цепочках поставок в глобальном масштабе, урегулирование энергетического кризиса в Европе — также будут факторами позитивного влияния на замедление роста цен. Ну и, конечно, эффект базы 2021 года будет способствовать к снижению инфляции в 2022-м.
По моим оценкам, по итогам года инфляция способна превысить 8%, а ее пик может прийтись на начало 2022-го на уровне 8,3–8,4% год к году. Учитывая это и тот факт, что Банк России повысил оценку среднегодового уровня ключевой ставки в 2022-м сразу на 1,3 п.п., до 7,3–8,3%, центральным выглядит сценарий дальнейшего повышения ключевой до уровня 8%, но возможен и вариант ее роста до 8,25–8,5%.
Автор — начальник отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Михаил Шульгин
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора