Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Студенткам высшей школы кино и телевидения «Останкино», поставившим лайк под негативным комментарием об учебном заведении, заблокировали вход с здание и объявили, что они не смогут больше учиться. Правда, худрук школы Елена Летучая заявила, что девушек отчислили за несоблюдение антиковидных мер. Но тема санкций за безобидные лайки уже успела снова всколыхнуть соцсети. Не в первый, и явно не в последний раз.

Времена, когда пространство форумов и социальных сетей считалось анонимным, а значит неизбежно более свободным от социальных правил и обязательств, канули в лету. Сегодня социальные сети — это полноценная медийная площадка, каждое действие на которой может быть рассмотрено как официальное заявление, хочет этого автор лайка или нет.

Этика поведения в социальных медиа всё еще формируется. Во многом затянувшийся процесс связан с тем, что пользователи всё еще считают личные странички частью своего пространства, а компании и крупные структуры — исключительно частью пространства общественного. Очевидно, истина где-то посередине. Попробуем посмотреть на типичные конфликтные ситуации и разобраться, переходят ли участники невидимую границу этичности.

Одной из наиболее частых причин конфликта сотрудника и работодателя становится раскрытие данных, которые в той или иной степени могут нарушить коммерческую тайну. В ситуации прямого пересказа разговора с заказчиком или публикации чувствительных деталей всё понятно — это прямое нарушение условий о неразглашении, которые фиксируются в любом договоре. Однако бывают случаи ненамеренного раскрытия — например, не вовремя сделанное селфи, на котором случайно можно разглядеть документы или другие детали, ставшие антуражем фотографии. В данном случае мнение работодателя однозначно — сотрудник не имеет права публиковать такой контент.

То, с чем чаще всего сталкивается работодатель, — это оценка его работы, условий труда, коллектива. Внутренняя кухня находится, по факту, в пограничной зоне между тем, что может регулироваться на уровне официальных договоренностей, и тем, что, скорее, может быть оценено как предмет личных переговоров. С одной стороны, общественный образ компании от постов сотрудников может значительно пострадать. С другой, социальные сети выступают реальным рычагом давления на организацию, если договоренности с сотрудником нарушаются со стороны работодателя. Кодексы поведения сотрудников в социальных медиа чаще всего регулируют тот блок, который влияет на общественный образ компании-работодателя.

При этом, по последним западным исследованиям, до 60% сотрудников, ведущих свои социальные сети на регулярной основе, не читали кодекс поведения сотрудника в социальных сетях или не в полной мере его поняли (Social Media Risk Report, 2021). Пандемия только усугубила проблему: активность использования социальных медиа за последние полтора года возросла, а уровень раздражения на работодателя увеличился. При этом, по тому же исследованию, более 50% респондентов уверены, что их посты никак не повлияют на репутацию компании.

Причин такой оценки много: с одной стороны, авторство резких высказываний чаще всего приписывается молодому поколению, а они сторонники большей открытости, к тому же, чуть менее аккуратны при просчете последствий своих действий в публичном пространстве. С другой, играет роль и чисто психологический аспект. Социальные сети для сотрудников — это территория прокрастинации, ­пространство, куда «бегут» от напряженной работы, чтобы переключить внимание и, как модно говорить, «потупить».

Иногда причиной конфликта становится поведение в социальных сетях, «порочащее честь и достоинство сотрудника компании N». Пожалуй, это самый спорный тип ситуации, а претензии пользователей соцсетей на приватность действительно обоснованы. Если педиатр, работающий в частном медицинском центре, пишет в соцмедиа, как он ненавидит детей, это может стать причиной кризиса для компании. Лучшим решением в данном случае будет более тщательный отбор сотрудников на позицию, нежели запрет на высказывание собственной позиции.

Не существует и, наверное, не могут оформиться однозначные правила оценки спорных ситуаций между работодателем и сотрудником в социальных сетях. Как и во всех этически сложных вопросах, договариваться о поведении лучше на берегу. Кодекс поведения в таком случае может создать условия для решения проблемы, но не нивелировать ее полностью. Ряд компаний выходит из ситуации регулярным обучением сотрудников и вовлечением их в идеологию организации. Кто-то наоборот пытается закручивать гайки и массово следит за сотрудниками с помощью аналитических систем — и, кажется, это не самое этичное решение проблемы.

Страницы сотрудников в социальных сетях однозначно не являются собственностью работодателя, оставаясь при этом частью публичного пространства. А значит, этические правила так или иначе должны будут в ближайшее время оформиться для всех участников общественной дискуссии.

Автор — директор по исследованиям и разработкам КРОС

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир