Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

В равных условиях: какие требования планируют выдвинуть к иностранным агрегаторам такси

Зарубежных игроков хотят обязать согласовывать работу с правительством
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В конце октября истекает срок публичных обсуждений нового законопроекта о такси, представленного Минтрансом в конце сентября. По их итогам законопроект будет доработан и внесен правительством в Госдуму. Закон впервые фиксирует роль агрегаторов такси в отрасли, при этом деятельность иностранных агрегаторов регулируется отдельно: они должны будут согласовывать свою работу с российским правительством. Эта мера, отмечают сенаторы, депутаты и эксперты, направлена на повышение безопасности перевозок и защиту личных данных пассажиров. Подробнее — в материале «Известий».

Новые правила

Минтранс представил на обсуждение новый проект закона о такси 24 сентября. До 21 октября документ проходит этап открытого обсуждения и антикоррупционной экспертизы. Одна из предложенных ведомством норм — требование к иностранным компаниям согласовывать условия своей работы с российским правительством.

Ограничения должны коснуться не всех зарубежных служб такси, а лишь тех, у кого за пределами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) больше половины клиентов от общего количества. Сейчас в ЕАЭС пять стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Но к компаниям, у которых меньше 1 млн заказов в месяц, эти требования предъявляться не будут.

В случае невыполнения предписаний, отмечается в законопроекте, сервисы заказа такси заблокируют на территории России. Если законопроект одобрят, он может вступить в силу с 1 сентября 2022 года. Для некоторых частей срок сдвинут до 1 марта 2023-го — в основном из-за того, что нормы требуют значительных финансовых затрат или реорганизаций.

Минтранс видит необходимость в установке механизма, при котором иностранные компании на российском рынке «будут нести ответственность за свою деятельность, соблюдать законодательство и не будут злоупотреблять «нерыночными» практиками». Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе ведомства.

«Не менее важный вопрос — безопасность персональных данных россиян, передаваемых компании. Транспортная отрасль является стратегической, это вопрос безопасности людей и страны. Существуют разные механизмы, которые уже применяются в других отраслях с иностранными инвестициями. Например, это касается сбора, передачи и хранения персональных данных», — пояснили в министерстве.

В пресс-службе добавили, что проектируемая норма не ставит задачей запретить иностранным компаниям работать на территории России. «Напротив, требования, предъявляемые компаниям, продиктованы исключительно вопросами безопасности и ответственного ведения бизнеса, а также необходимостью соблюдения законодательства нашей страны», — подчеркнули в Минтрансе.

Зампредседателя комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова тоже считает, что регулирование деятельности иностранных компаний на рынке такси должно быть прежде всего направлено на защиту личной информации россиян.

— Принципиальным вопросом здесь является безопасность наших граждан, а также неукоснительное соблюдение требований работы с персональными данными пассажиров и других участников рынка. Вся информация должна храниться и обрабатываться в России, любые утечки или использование серверов за рубежом необходимо исключить, — отметила сенатор.

При этом, добавила Рукавишникова, для иностранных компаний-агрегаторов должен быть предусмотрен «алгоритм полного раскрытия всех механизмов работы с персональными данными россиян».

Депутат Госдумы, заместитель председателя парламентского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин отметил, что не видит в требованиях к иностранным компаниям никаких рисков. По его словам, это нормальная практика, которая должна обеспечить равные условия работы для всех игроков рынка.

— Это необходимая норма. С одной стороны, мы не должны создавать препятствий иностранным компаниям, но с другой стороны, не должны допустить монополизации ими рынка такси. Важно не столкнуться с такой же опасностью, как в случае с аудиовизуальными сервисами (АВС), когда с заходом на рынок крупных зарубежных игроков, например Disney+, мы рискуем потерять собственные компании и обеднить отечественный контент. Поэтому на рынке такси нужно обеспечить определенный протекционистский режим, — сказал он «Известиям».

Горелкин добавил, что часто иностранные компании предпочитают работать по правилам своих стран, но им необходимо ориентироваться на российское законодательство.

— Наши российские компании соблюдают все условия, нормативные акты, в полном объеме платят налоги, то есть несут определенное бремя. И когда иностранные компании по каким-то причинам игнорируют нормы нашего законодательства, они находятся в более выигрышной ситуации с точки зрения и работы на рынке, и ценообразования, а это неправильно. Из этих же соображений в 2022 году вступает в силу закон о «приземлении» иностранных платформ, который также должен обеспечить равные условия для работы иностранных и отечественных компаний на российском рынке.

Личные данные и безопасность

Сейчас в России работают два иностранных агрегатора такси — китайский агрегатор DiDi (его называют китайским убийцей Uber — на домашнем рынке он вытеснил глобального игрока), и израильский Gett.

В мае сервис по заказу такси «Максим» пожаловался в ФАС на демпинговые схемы DiDi. А в июле ассоциация «Национальный совет такси» (НСТ) отправила письмо президенту Владимиру Путину, в котором тоже пожаловалась на азиатский сервис. По данным организации, DiDi собирает информацию о передвижении пользователей приложения в реальном времени и обрабатывает ее за рубежом. Это не только картографические сведения, но и персональные — вместе с геопозиционированием и «уникальной опознавательной информацией о мобильном устройстве» они представляют интерес для разведывательных служб иностранных государств, говорится в обращении.

В письме подчеркивается, что такси через DiDi заказывают в том числе госслужащие, сотрудники правоохранительных органов, военные и работники режимных объектов. Это создает риск незаконного вывода информации за рубеж и угрозу для безопасности России, отмечает исполнительный директор ассоциации Наталия Лозинская.

В беседе с «Известиями» она отметила, что Россия — привлекательная страна для инвестиций иностранных компаний и на отечественный рынок готовы выходить международные игроки.

— Но они не должны злоупотреблять доверием нашего государства, извлекать незаконные преимущества из своей деятельности или пользоваться в ущерб нашей экономики тем фактом, что подчиняются юрисдикции другой страны. К примеру, используя методы недобросовестной ценовой конкуренции, которая в конечном счете может негативно сказаться на нем в перспективе, — сказала Лозинская изданию.

Генеральный директор DiDi в России Евгений Школун подчеркнул в беседе с «Известиями», что сервис поддерживает такое регулирование рынка, которое бы способствовало его развитию, повышало безопасность услуг для пользователей и отвечало принципам честной конкуренции, в основе которой — единые правила для всех участников.

— На наш взгляд, в текущей редакции сам законопроект и отдельные его статьи, в частности ст. 14, п. 6, требуют значительной доработки таким образом, чтобы учитывались интересы всех игроков, представленных на российском рынке такси. Это позволит исключить доминирование и создание неравных условий работы для компаний, что возможно в случае утверждения закона в существующем виде, — отметил он.

Школун добавил, что статья о требованиях к иностранным компаниям противоречит нескольким нормам Конституции и «фактически направлена на предоставление необоснованных преимуществ отдельным агрегаторам».

— Такие ограничения могут в конечном счете негативно повлиять не только на возможность выбора для пользователей, на качество и безопасность получаемых услуг, но и на уровень заработка водителей, занятых в сфере такси, — сказал гендиректор DiDi в России.

По словам Наталии Лозинской, еще в начале года председатель Совфеда Валентина Матвиенко отметила необходимость экстренной адаптации отечественного законодательства к новым цифровым условиям. Требования, заложенные в законопроект о такси, соответствуют проводимой государством политике.

— Предлагаемая норма не будет являться барьером для зарубежных компаний на наш рынок, однако позволит защитить отечественного предпринимателя. Сегодня это особенно важно для малого бизнеса, который пострадал после пандемии и до сих пор не может прийти в себя. Права наших пассажиров тоже не должны страдать от того, что агрегатор подчиняется законам страны своей регистрации, а не законам России. Иностранные компании обращением в правительство задекларируют свою готовность соблюдать законы России и нести ответственность за их нарушения. И это абсолютно нормально, — подчеркнула в разговоре с «Известиями» исполнительный директор НСТ.

С этим согласились в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).

— Государство внимательно относится к деятельности иностранных компаний в ключевых отраслях — это общемировая практика, в том числе в сфере транспорта и IT. Требования, предъявляемые к иностранным компаниям — агрегаторам такси, должны быть продиктованы соображениями безопасности данных россиян, а также предотвращать появление неконкурентных практик. В таком случае это позволит не только сохранить конкуренцию на рынке, но и будет способствовать его большей прозрачности, — сказали «Известиям» в РСПП.

В законопроекте пока не указано, на каких условиях иностранные компании смогут работать на российском рынке такси. Это будет регулироваться отдельными постановлениями.

Читайте также
Реклама
Прямой эфир