Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Глава МВФ назвала сумму необходимого внешнего финансирования Украины
Мир
В Иране заявили о выявлении дислокации всех ядерных объектов Израиля
Мир
США ввели санкции против 16 физлиц и двух юрлиц из Ирана
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Мир
Замглавы МИД РФ указал послу Израиля на важность сдержанности на Ближнем Востоке
Мир
Аэропорт Дубая вернется к полноценной работе в течение 24 часов
Мир
Аргентина выразила желание стать глобальным партнером НАТО
Мир
ФРГ назвала нежелательным участие РФ в церемониях по случаю освобождения концлагерей
Армия
ВС РФ улучшили положение по переднему краю на донецком направлении
Мир
СМИ сообщили о временной блокировке TikTok в Киргизии
Мир
Генпрокуратура ФРГ подтвердила аресты подозреваемых в шпионаже в пользу РФ
Общество
Минтранс Подмосковья призвал водителей сократить поездки в непогоду
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 987 см
Экономика
Финансовый аналитик спрогнозировал рост курса биткоина во II квартале
Общество
Российские авиакомпании выполнили все задержанные накануне рейсы из Дубая
Мир
В Финляндии предложили ужесточить порядок получения гражданства

Отпуская формальность

Общественный деятель Александр Холодов — о том, почему процедуру обязательного техосмотра нужно отменить
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В понедельник, 13 сентября, правительство поддержало отмену обязательного техосмотра. На следующий день законопроект был внесен в Госдуму. В существующем виде эту процедуру действительно нужно отменить, так как она превратилась в фикцию, по сути, в покупку бумажки. Когда техосмотром занималась ГИБДД, соблюдались хотя бы какие-то минимальные нормы. По крайней мере, приехавшую на станцию машину проверяли, в угоне она или нет, не пропускали авто в совсем ужасном состоянии.

Можно сказать, что лет десять назад техосмотр перестал осуществляться даже формально. Его стали производить с помощью передвижных автомобилей, так называемых «передвижек». Организовать их было очень просто: создавалось ООО, обучались эксперты, после этого закупались переносные приборы для проверки света, тормозов. Затем направлялась заявка на аккредитацию и после получения необходимых документов эти же приборы перекладывались в другой автомобиль, и на него также выдавалось разрешение на проведение техосмотра.

В результате таких мобильных станций-невидимок появилось столько, что реальным конкурировать с ними стало сложно — их остались единицы. В какой-то момент расцвела продажа бумажек о якобы пройденном техосмотре через интернет или страховую компанию вместе с полисом ОСАГО. Конечно, проще купить бланк за 500, максимум тысячу рублей, чем ехать на проверку. Органы периодически вмешивались, но эта торговля стала настолько массовой и неприкрытой, что с ней нужно было что-то делать.

Первую попытку изменить систему предприняли в 2019 году — был принят закон о введении штрафа в размере 2 тыс. рублей за отсутствие техосмотра. Он вступит в силу 1 марта 2022 года. Кстати, пока этот штраф никто не отменил. Затем весной нынешнего года ввели фотографирование автомобиля перед процедурой техосмотра и после. Это было необходимо для покупки полиса ОСАГО. Нововведение превратилось в фотоателье: приезжаешь, фотографируешь машину и уезжаешь, никто техническое состояние автомобиля даже не проверял. Я сам проводил эксперимент со скрытой камерой. Приехал на станцию, сфотографировал машину, и мне сказали: «Всё, техосмотр вы прошли». Я поинтересовался: «А смотреть машину вы будете?» Мне ответили: «Нет, а зачем?»

Наконец в конце этого лета предоставление документа о пройденном техосмотре отменили при покупке полиса ОСАГО. Таким образом, проверка технического состояния автомобиля становится ненужной, но только до 1 марта 2022 года, пока не вступит в силу закон, по которому предполагается штраф за отсутствие техосмотра. По всей вероятности, платить 2 тыс. никто не захочет, и многомиллионная армия автомобилистов побежит на станции, ведь купить через передвижки бумажку уже невозможно, машину надо фотографировать. А станций очень мало, поэтому, если бы правительство не предприняло какие-то в этом направлении шаги, то к 1 марта нас ждал бы коллапс.

Кабмин пошел по пути полной отмены техосмотра для личного транспорта. И это, безусловно, верное и своевременное решение. Однако по международным нормам, прописанным в Венской конвенции, от техосмотра не могут отказаться автобусы и грузовики, иначе они просто не смогут пересекать границ России. Скорее всего, эту процедуру сохранят и для такси.

А вот владельцы личного автомобилей будут, конечно, ликовать. Для них отменят техосмотр, у них отпадет необходимость покупать бумажки, они сэкономят 500 рублей. Но добавлю в эту бочку меда ложку дегтя. Не исключено, что наши соседи — страны с которыми мы граничим — не будут пускать на свою территорию российские автомобили без техосмотра. Поставить пункты проверки состояния автомобиля может Финляндия, и это, разумеется, будет не бесплатно, а за скромные €50–100. По этому пути ничто не мешает пойти Эстонии, Украине, Белоруссии, которая такой же полноправный подписант Венской конвенции, и у них техосмотр никто не отменил. Поэтому, на мой взгляд, автомобили, которые едут за границу, должны иметь возможность пройти техосмотр добровольно. Сможет ли диагностическая карта, полученная в России, спасти от осмотра машин при пересечении границ, сложно сказать, но, по крайней мере, она даст основания настаивать на том, что техосмотр пройден.

Вообще проверка технического состояния автомобиля, конечно, нужна, но она должна смещаться в сторону техобслуживания и авторемонта, которые необходимы любой машине. Они должны проводиться с выдачей гарантии автосервиса о том, что автомобиль в исправном состоянии. Это, мне кажется, разумный путь.

Автор — Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК общественной палаты РФ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир