Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России будет апробирована новая система оплаты труда учителей — в пяти пилотных регионах правительство установит порядок определения должностных окладов, перечни и размер дополнительных выплат. Об этом говорится в постановлении правительства, размещенном для общественного обсуждения. Новая модель оплаты труда учителей будет учитывать профессиональную квалификацию педагогических работников.

Считаю, что в итоге зарплаты учителей от этого нововведения не только не пострадают, но и повысятся. И это очень своевременно, ведь пандемия способствовала повышению значимости профессии учителя в глазах общества. Правительство решило закрепить этот уровень материально.

Сейчас образовательные организации сами устанавливают систему оплаты труда педагогам, используя разные модели, самостоятельно определяя виды компенсационных и стимулирующих выплат. Всё это привело к сложности расчета и отсутствию единых подходов в определении размера заработной платы. А также к таким проблемам, как различие размеров ставок в разных субъектах за один и тот же труд. Порой они ниже прожиточного уровня. Назрела необходимость упорядочить основные компенсационные и стимулирующие выплаты.

Постановление правительства РФ № 583 от 05.08.2008 изменило подходы к оплате труда бюджетников. Согласно его положениям и статье 129 Трудового кодекса РФ, зарплата педагогов с 1 декабря 2008 года складывалась из базовой ставки, компенсационных выплат и стимулирующих доплат. Стимулирующие выплаты формируются на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…». Надбавка дается за интенсивность и отличную результативность работы, ее качество, непрерывный стаж, выслугу лет, вознаграждение по итогам работы.

При назначении выплат государство учитывает такие критерии, как реализация классных и внеклассных мероприятий, привлечение родителей к активной жизни детей, позитивные результаты олимпиад, соревнований, конференций, работа с детьми из неблагополучных семей, постоянное развитие себя как личности и профессионала (для этого надо проходить повышение квалификации как минимум раз в три года) и другие.

То есть сейчас оплата труда педагогов в средних учебных заведениях состоит из выплат и дополнительных бонусов. На практике оказалось, что эти бонусы не всегда бывают доступны каждому учителю. Чтобы их заработать, нужно совершить огромное число разных активностей помимо банальных рабочих задач. Но ведь преподаватель приходит учить детей, а не выполнять эту дополнительную активность. В результате средняя зарплата остается на низком уровне. А смысл реформы, которую планируют запустить в мае следующего года, в том, чтобы платить учителю за выполнение его профессиональных обязанностей. То есть человек должен получать достойную оплату труда уже на том основании, что в дипломе у него написано «учитель».

Сейчас величина выплат зависит от экономических возможностей конкретного региона. Зарплаты учителей могут отличаться в пять-шесть раз.

По данным Росстата, средняя зарплата учителей в России за 2020 год составила 43 664 рубля. При этом средняя зарплата в учреждениях федерального подчинения достигает 74 860 рублей, регионального — 67 776 рублей, а муниципального — 37 704 рубля.

Согласно тому же Росстату, по итогам 2020 года средняя заработная плата московского учителя составила 98 197 рублей, санкт-петербургского — 59 766 рублей. Самая высокая зарплата у учителей в Чукотском автономном округе — 113 350 рублей. Самая низкая зарплата у школьных учителей в Ингушетии — 23 691 рубль, Кабардино-Балкарской Республики — 24 096 рублей и Карачаево-Черкесской Республики — 24 339 рублей.

На мой взгляд, в среднем учитель должен получать как в Москве. Привязывать зарплату педагогов к средним по региону не нужно, ведь это приводит к тому, что в богатых областях высокие зарплаты у учителей, в дотационных — низкие. И в бедном субъекте, даже если учитель сверхактивный и много делает помимо основной работы, он всё равно выплат не получит.

Задуманная реформа использует принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Да, по-коммунистически, но, по-моему, правильно. Успех пилотов, на мой взгляд, во многом будет зависеть от губернаторов и их команд. Благодаря сильной власти на местах проект обкатают, и через год новую практику можно переносить на другие регионы России.

Автор — замдекана Финансового факультета Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир