Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ближе к концу Венецианского МКФ публике представили необычный и новаторский проект. Соратники и родственники Федерико Феллини, вооруженные новейшими технологиями, попробовали с помощью искусственного интеллекта создать новый фильм режиссера так, как будто его снял он. Аппаратура студии UNIT9 проанализировала все доступные сценарии классика и сами его фильмы, собрав все варианты характерных для него реплик, способов построения сцен, работы с актерами и движения камеры. Затем компьютер предложил ряд вариантов того, что может происходить в фильме, смоделировал в 3D каждую сцену задолго до съемок, как это делают в Голливуде, сгенерировал реплики для актеров и предложил для них типичную внешность.

Весь этот массив данных был проанализирован Франческой Фаббри Феллини, племянницей режиссера, оператора «Клоунов» Бласко Джурато, художником-постановщиком Данте Феррети, который работал с мастером в последние годы, и Луиджи Пикколо, директором итальянского магазина-мастерской Sartoria Farani. У Пикколо хранятся костюмы из ряда классических работ Феллини. Они консультировали съемочную группу во главе с режиссером Максимилианом Ниманом, который в итоге на основе всех полученных данных снял фильм Fellini Forward. А весь процесс работы над ним был тщательно запротоколирован в документальной картине Campari Red Diaries 2021: Fellini Forward: ликерный бренд выступил инициатором и спонсором этого проекта, потому что в далеком 1984 году великий итальянец снял для него рекламный ролик.

Содержание получившегося фильма, кстати довольно короткого, чуть больше 10 минут, укладывается в несколько фраз. Молодой Феллини приходит в кинозал смотреть заново некую картину. Там он знакомится с таинственной незнакомкой в красном платье. Увлеченный ею, он отправляется в путешествие, похожее на сон: запруженные толпами улицы сменяются пустынными и мало похожими на действительность местами. Вокруг него вдруг начинают водить странный хоровод-водоворот музыканты. Он танцует с девушкой в красном: понятно, что это его муза. И вот мы видим уже пожилого режиссера и понимаем, что перед нами было воспоминание или сон наяву, вдохновляющий маэстро на творчество.

Все в этой истории замечательно, кроме одного: не терпится пересмотреть настоящего Феллини, потому что хотя этот Forward соткан из штампов и наполнен любовью, но здесь нет ни свободы творчества итальянского художника, ни его радости, ни удивления. Мы все это уже не раз видели у него, просто там это вечно молодо и ярко, а здесь слегка отдает консервами. Нового фильма Феллини не получилось, искусственный интеллект проиграл.

К счастью, в паре с короткометражкой идет документальный фильм о создании, и вот он по-настоящему интересен, потому что поднимает более чем существенный вопрос: может ли машина быть если не творцом, то хотя бы сотворцом? Никого уже не удивить 3D-визуализацией или техниками «омололаживания» актеров в кадре. Но вот как быть с вдохновением? Искусственный интеллект претендует на роль музы, а это серьезно.

Документальный фильм Campari Red Diaries 2021: Fellini Forward показывает, насколько удивительные возможности для исследования открываются сегодня. Мы видим, как с помощью многоуровневой системы статистики выкристаллизовывается творческий «алфавит» Феллини, мы теперь лучше понимаем язык, которым он с нами говорит. Чаще всего используется такая-то композиция кадра, актеры чаще всего совершают движение по такой-то траектории, даже мимику можно распределить по полочкам. Вот вроде бы весь инструментарий перед нами — и почему-то нельзя с помощью этой «азбуки» создать новый феллиниевский фильм. Можно было бы ограничиться банальностью, что практически все тексты в мире состоят из одних и тех же букв, но ведь язык творца всегда содержит некие дополнительные, невидимые буквы, благодаря которым возникает катарсис. А «алфавит» гения непрерывно расширяется, и анализ всех фильмов Феллини, Тарковского или Эйзенштейна не позволит продолжить это расширение, потому что оно непрогнозируемо и непредсказуемо.

В документальном фильме есть замечательная сцена: компьютер предлагает несколько вариантов реплик персонажа в данной ситуации. Охваченные волнением авторы выбирают нужное, как будто сам Феллини подбросил им слова на спиритическом сеансе. И их можно понять, реплики действительно похожи на его фильмы. Но они однажды уже прозвучали, и сам режиссер скорее всего отбросил бы все эти варианты как уже неактуальные. Искусственный интеллект все сделал правильно, но он ничего не придумал.

С другой стороны, весь фильм здесь снимали люди, и можно сказать, что ИИ здесь выступал именно как источник вдохновения, ведь именно он предложил варианты, а дальше уже было дело за человеком. Но с таким же успехом эту роль мог выполнить обычный просмотр фильма Феллини — мало ли шедевров родилось под непосредственным впечатлением от того или иного произведения искусства.

Авторы Fellini Forward сузили себе задачу: они пытались понять, можно ли научно просчитать значение нарицательного «феллиниевский». Проблема в том, что понять это — реально, а создать на основе этого самостоятельное произведение — невозможно. Всегда будет анекдот, капустник, стилизация. Между генератором случайных чисел и свободой есть фундаментальное различие, здесь оно проявилось в полной мере. Убедиться в этом можно будет в октябре, когда проект будет доступен онлайн во всем мире.

Автор — обозреватель «Известий», кандидат филологических наук

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир