Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Минздрав заявил о достижении всех показателей проекта «Здравоохранение» в 2023 году
Экономика
Москва пообещала зеркальные меры в случае конфискации российских активов
Мир
Палата представителей США одобрила голосование за проект помощи Киеву на $61 млрд
Мир
Ереван и Баку при делимитации решили основываться на Алма-Атинской декларации
Политика
В Госдуме назвали лицемерной позицию G7 в отношении конфликта на Украине
Мир
Глава НАТО призвал Запад «копать глубже» в поисках вооружения для Киева
Мир
Власти Одесской области сообщили об атаке на припортовую инфраструктуру
Мир
Столтенберг заявил о получении Украиной новых систем ПВО в ближайшее время
Мир
Украина получит более €175 млн от Британии на укрепление энергосектора
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Мир
Минобороны Молдавии отказалось воздать воинские почести солдатам-освободителям
Мир
Захарова предположила новые террористические атаки Запада на энергопроекты РФ
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Экономика
В Счетной палате объяснили рост реальных располагаемых доходов россиян
Мир
Премьер Финляндии и глава ЕК не стали общаться с русскоязычными жителями страны
Общество
Глава МЧС России назвал напряженной паводковую ситуацию в Курганской области
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За год тенденция закрытия офисов кредитных организаций усилилась, свидетельствуют данные Центробанка, с которыми ознакомились «Известия». На начало августа больше всего уменьшилось количество отделений банков, которые не ведут операций, — почти на треть. Активно ликвидируют или реорганизуют операционные кассы и филиалы, сокращение составило 15%, а также головные офисы — 10,5%. В ЦБ такие изменения на рынке связывают с ростом цифровых каналов доступа к финуслугам. Эксперты также видят причины в развитии и активизации дистанционных сервисов. Вместе с тем банкирами движет и мотивация к экономии средств, учитывая, что речь может идти о сотне миллионов рублей, уверены специалисты.

Ушли, чтобы вернуться

На начало августа 2021-го общее количество подразделений действующих 376 банков составило 28 тыс. Это на 5%, или на 1,5 тыс., меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года, следует из статистики регулятора. Тенденция снижения численности офисов кредитных организаций наблюдалась и ранее, но ее темпы были не столь активны. Например, в аналогичном периоде прошлого года по сравнению с августом 2019-го их количество сократилось на 4%, или на 1,2 тыс.

Больше всего за год сократилось количество представительств банков, которые созданы для защиты интересов на определенной территории и не ведут никаких операций. Оно упало на 31,6%, составив 191. Филиалов и операционных касс за это время стало меньше на 15% (477 и 654 соответственно), а головных офисов — на 10,5% (376). Также снизилось число дополнительных и операционных отделений. Незначительно выросло лишь количество кредитных касс (2022), число передвижных пунктов кассовых операций осталось без изменений (288).

Закрытие зафиксировано во всех регионах, кроме республик Ингушетия и Тыва, а также Пензенской области. Наибольшее количество ликвидированных офисов и отделений отмечено в Москве (–212), Санкт-Петербурге (–111) и Московской области (–103). Пятерку замыкают Югра и Тюменская область.

Перевод в онлайн: банки активно закрывают офисы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В крупных банках «Известиям» подтвердили тенденцию. В ВТБ отметили, что приступили к масштабной модернизации региональной сети, сократив дублирующие друг друга офисы, а отделения старого формата заменив новыми. Газпромбанк в 2020-м и с начала этого года закрыл 19 офисов, рассказали в пресс-службе организации, отметив, что в то же время были открыты 48 отделений.

— В этом году Росбанк закрыл порядка 30 отделений по стране, при этом открыв 20 новых офисов в крупных городах с высокой концентрацией сети, — поделился замдиректора по розничному бизнесу организации Максим Лукьянович.

О том, что не сокращали число офисов, а, напротив, увеличили его, сообщили в «Сбере», МКБ, Россельхозбанке, «Русском стандарте» и «Санкт-Петербурге». За последние три года к собственной сети банка добавилось более 4 тыс. агентских точек для работы с клиентами в мелких населенных пунктах, отметили в «Сбере». В Россельхозбанке добавили: с начала 2021-го открылось 10 новых региональных офисов. В МКБ сообщили, что до конца этого года откроют более 40 отделений в Уральском, Сибирском и Приволжском округах.

Следуя приоритетам

В Центробанке рассказали «Известиям», что сокращение количества дополнительных офисов банков компенсировано увеличением цифровых каналов доступа к финансовым услугам, причем не только платежным, но и в кредитовании, страховании и других сегментах. Там привели показатели рекордного роста доли безналичных платежей в розничном обороте, который по итогам 2020-го составил 70,3%. Этому во многом способствовало увеличение охвата организаций торговли и услуг POS-терминалами, добавили в регуляторе.

Тем не менее важной задачей остается сохранение инфраструктуры физического обслуживания, признают в ЦБ. Особенно в сельской местности, отдаленных и малонаселенных территориях, а также для потребителей, которые в силу различных причин не могут или не готовы воспользоваться дистанционными каналами. В регуляторе добавили, что с 2018-го ряд крупных организаций участвует в инициативах Банка России по расширению доступности финуслуг в таких регионах.

— Поэтому, несмотря на общее сокращение количества подразделений банков в стране, ряд крупных игроков, напротив, расширил сеть своего присутствия в «облегченных» форматах в селах. Так, на начало 2021-го уже в 95% отделений почтовой связи есть возможность проведения ряда банковских операций, а на кассах магазинов в 4,5 тыс. точек можно получить наличность. В небольших городах и поселках активно развиваются стационарные удаленные точки с работниками и агентами кредитных организаций: их количество в 2020-м достигло 524,5 тыс., — заключили в регуляторе.

Перевод в онлайн: банки активно закрывают офисы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В банках наряду с важностью развития цифровых продаж и каналов дистанционного обслуживания также отмечают приоритетность сохранения офисов и важность личного взаимодействия с клиентами.

Тенденция по оптимизации филиальной сети финансовых организаций прослеживается достаточно давно — в частности, нередки переводы филиалов банка в дополнительные офисы, отметил директор банковских рейтингов НРА Константин Бородулин. По его словам, чаще всего на такой шаг идут ради сокращения расходов и снижения регулятивной нагрузки, что в большей мере характерно для небольших и средних учреждений. На оптимизации филиальных сетей также сказалось развитие дистанционных каналов, добавил он.

Закрываются только дублирующие офисы, что несильно сказывается на доступности услуг для населения, так как клиентский трафик спокойно расходится между онлайном и оставшимися отделениями, согласилась операционный директор финтех платформы «Фаст Ривер» Ксения Артемьева. По ее мнению, причины нынешнего сокращения кроются в оптимизации банками своих расходов на фоне просевшей в прошлом году прибыли. Зарабатывать экономя проще: от региона к региону среднерыночные цифры разнятся, но речь идет о сотне миллионов непотраченных средств в год, уверена эксперт.

Массового сокращения отделений в ближайшее время не будет, полагает Ксения Артемьева. Она добавила: дублирующие отделения и головные офисы будут закрываться по мере проникновения технологий, а по их внедрению отечественный банкинг не отстает от мировых трендов.

Прямой эфир