Свыше половины опрошенных онлайн-школой «Фоксфорд» детей коснулась травля в интернете. В большинстве случаев это троллинг, когда пользователи слышат (читают) грубость или оскорбления в свой адрес. Подростки сталкиваются со взломом личных аккаунтов, с размещением личной информации в интернете без их ведома. Более трети пострадавших школьников не рассказывают о случившемся родителям из стыда или страха, что им никто не поверит.
Многим известен тот формат кибербуллинга, когда дети пишут друг другу обидные комментарии или обзываются в онлайн-пространстве. Нередки случаи преследования в онлайн-играх. Ребенок может играть на популярном сервисе, а кто-то начинает травить его и запугивать, мешая продвигаться в игре.
Такое образом, онлайн-травля может происходить в соцсетях, в мессенджерах, на игровых площадках.
Еще один вид кибер-буллинга — секстинг. От ребенка могут требовать фотографии интимного характера посредством шантажа. Порой у обидчиков бывают аргументы, которым ребенку очень сложно противостоять: вымогатель якобы уже обладает подобным контентом и покажет его всему классу. Это очень опасные ситуации. Детская психика недостаточно устойчива, ребенку тяжело самостоятельно справиться с разрешением таких проблем.
Как избежать подобных угроз? Самое правильное — поговорить с ребенком до того, как он зарегистрируется на интернет-ресурсе. Например, при регистрации в новой соцсети настроить профиль вместе с ним и использовать опции: скрыть прием сообщений от неизвестных пользователей, открыть фотографии только для друзей.
Необходимо объяснить ребенку, что все его действия в сети — то же самое, что и активность в реальной жизни. За компьютером нельзя спрятаться. Ребенок должен четко понимать, что каждый человек оставляет свой цифровой след в интернете с момента регистрации. Порой дети думают, что если они используют различные никнеймы или учетные записи, много раз регистрируются, то их нельзя опознать. Но благодаря цифровому следу в 80% случаев человека можно найти и вычислить.
Как объяснить это ребенку доступным языком? Возьмем простые примеры. Человек создает второй профиль с вымышленным именем. Но по его связям с другими людьми очень легко вычислить, что второй аккаунт принадлежит тому же человеку, что и основной профиль с реальным именем. Фейковые (ненастоящие) аккаунты можно легко связать между собой с помощью фотографий. Зачастую какие-то из картинок могут дублироваться на основном и на фейковом профиле. Фотографии могут быть привязаны к геолокациям, в которых ребенок находится постоянно или появляется периодически.
Хуже всего то, что по фотографиям можно отследить и самого ребенка. Необходимо предупреждать детей об аккуратности еще до регистрации в соцсети, игре, на любых интернет-платформах. Даже самому умному и ответственному ребенку нужно напомнить, что нельзя публиковать никакие документы — паспорта, свидетельства о рождении, даже посадочные талоны в самолет.
Надо учитывать, что ребенок может стать не только жертвой, но и обидчиком. Расскажите своим детям, что их действия в сети эквивалентны тому, что они делают в реальности. На улице нельзя ни с того ни с сего подойти к человеку и оскорбить его — так же и в сети.
Обращайте внимание на необычное поведение ребенка. Например, он стал резко удалять свои социальные профили или, наоборот, слишком активно появляться в сети, постоянно с кем-то переписываться. Возможно, в этот момент и происходит кибербуллинг.
Если ребенок столкнулся с травлей, необходимо объяснить, что не стоит зацикливаться на этой ситуации. Создайте атмосферу доверия, пообещайте помощь. Ребенок должен знать, что вы не собираетесь отбирать у него доступ в интернет в будущем.
Итак, как быстро покончить с онлайн-травлей? Самая эффективная мера — игнорирование. После незамедлительного прекращения общения в первую очередь нужно заблокировать преследователей. Такая функция есть во всех соцсетях. Ребенок может пожаловаться в поддержку соцсети, и тогда случай буллинга будет рассматривать администрация онлайн-пространства. Родители могут самостоятельно жаловаться в Роскомнадзор и в полицию, если дело принимает серьезный оборот.
Автор — партнер агентства по управлению репутацией Digital Guru
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора