Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Москва, пятница после обеда. Столичные жители изнемогают от жары. Счастливые обладатели загородной недвижимости разъехались по своим «фазендам», машин на дорогах мало. И вдруг спокойствие почти выходного дня трещит по швам из-за чудовищной новости, что на нерегулируемом пешеходном переходе 18-летняя студентка на «Мазде» сбила троих детей: четырех и пяти лет, а также малышку девяти месяцев. Старшие мальчишки, двоюродные братья, погибли. За их маленькую сестру борются медики.

Трудно ощутить, что сейчас переживает мать. Наверное, до сих пор пытается прокрутить и вернуть назад тот момент, когда они вступили на этот переход. Но ничего уже не изменить. И страшным свидетельством произошедшего осталась на дороге перевернутая коляска.

Пострадавшие, как пишут в новостях, многодетная семья, в которой воспитывалось пятеро детей. То есть тот самый эталон, к которому призывают стремиться в плане демографии. Виновница? Студентка 18 лет, которая получила от родительницы авто за хорошую учебу. И вроде не скрылась с места, выбежала из машины, чтобы посмотреть, что натворила. Не пыталась придумать, что за рулем была не она. А как-то бесхитростно и совсем по-детски оправдалась: «за дорогой не следила, сидела в телефоне». Не отстал и ее молодой человек, который в телеинтервью с какой-то дурацкой ухмылкой (спишем на шок) заявил: «А чо такова? С каждым может случиться».

Я тоже начала водить машину в 18 лет. И помню, что самым большим страхом всегда было сбить кого-то. И даже необязательно человека, просто живое существо — кошку, собаку, голубя. Если у девушки есть совесть, то теперь ей жить с тяжелыми последствиями своего легкомыслия. И этот суд, конечно, самое страшное наказание для порядочного человека. Но есть суд и человеческий.

Виновницу аварии защищает не только ее молодой человек, находятся и другие. Казалось бы, какие могут быть споры? Всё очевидно — девушка нарушила правило дорожного движения, и не одно. Спокойный трафик, да еще и ремонт дороги, с вытекающим из него сужением. Машина в правом ряду остановилась, пропуская пешеходов. И правила ПДД однозначно в этом случае предписывают остановиться и водителю в левом ряду. Но не смотрела на дорогу, «сидела в телефоне», что, кстати, тоже само по себе нарушение.

Могла и не в гаджет смотреть, а красить ресницы (кстати, реально однажды видела барышню за рулем, которая одной рукой держала телефон, другой красила ресницы. Вопрос, чем она рулила, так и остался без ответа), кофе пить, есть бутерброд. Трудно сказать, когда в сознании людей произошел драматический перелом, и автомобиль из транспортного средства повышенной опасности превратился в аксессуар и образ жизни.

Когда я получала права, необходимо было дождаться очереди на курсы ДОСААФ, пройти серьезное обучение: теория, тренажеры, площадка и только потом тебя допускали до вождения по городу с инструктором, который имел дополнительный набор педалей. И перед визитом в ГАИ нужно было сдать очень серьезный внутренний экзамен. И главное, чему нас учили, что машина — это не развлечение, а источник опасности. Вождение — это не прикол и весело, а серьезная ответственность. Ты должен быть максимально сконцентрирован, отслеживать ситуацию на дороге. И всё, что снижает реакцию (устал, не выспался, вчера повеселился с друзьями, да та же жара), — повод не сесть за руль. А тут «не следила за дорогой, сидела в телефоне». Уму непостижимо.

Защитники студентки находят ей оправдание — что, мол, неопытная, незрелая. И что? Давайте пожурим и отпустим дальше не следить за дорогой и сидеть в телефоне? Права — на то и права, чтобы обратной их стороной была ответственность. И не из разряда «я случайно и больше не буду». Ладно, судьбу виновницы решит суд.

Хотя, на мой взгляд, имело бы смысл привлечь к ответственности и мать, которая доверила такой серьезный механизм незрелой личности, и сотрудника ГИБДД, который принимал экзамены. В конце концов, как говорил профессор из фильма «Гараж», когда вы покупаете коробку конфет, то там всегда есть бумажка с надписью «Укладчица номер…». А тут качество определяется не четкостью рядов конфет, а человеческими жизнями.

Хотелось бы надеяться, что это страшное и трагическое происшествие заставит пересмотреть правила выдачи прав и отношение к нерегулируемым переходам, которые, по моему мнению, должны исчезнуть как класс. Они небезопасны по определению, особенно учитывая формулировку в ПДД, предполагающую ориентироваться на водителя в правом ряду. А если и в нем незрелая личность, которая пялится в гаджет? Опытный водитель всегда притормозит перед переходом, поскольку незрелые личности сидят не только в автомобилях, но и переходят дорогу, часто внезапно и также уткнувшись в телефон.

Но дело даже не в этом. Машина в правом ряду загораживает обзор не только водителю в левом, но и пешеходу. Много лет прожила на Новопесчаной улице. И в самом ее начале на два регулируемых перехода есть два нерегулируемых. По последним не переходила принципиально, поскольку были случаи, когда едва не оказывалась под колесами несущегося в следующем ряду автомобиля, как правило, кстати, джипа или просто дорогого. Замечу, что никогда при переходе дороги не пялюсь в гаджеты и не считаю ворон и реакция хорошая, что и спасло.

Да и трагедия, которая произошла в эту субботу, как оказалось при изучении новостей, довольно типичная. Из последнего — в конце июня девятилетний мальчик был сбит насмерть на нерегулируемом переходе, до этого десятилетняя девочка. Неужели недостаточно для того, чтобы понять, что этот вид переходов должен отмереть?

Пересмотра требует и сама система подготовки автолюбителей и выдачи прав. И тут не нужно даже изобретать велосипед. Достаточно вспомнить тот же ДОСААФ. Не вызубрил ПДД и взял уроки у частного инструктора, а прошел обучение управления транспортным средством. Возможно, численность осмысленных водителей сильно возрастет. Особенно с учетом того, что во взрослую жизнь входит поколение гаджетов, у которого в принципе стерты границы между виртуальным пространством и реальным.

Имеет смысл пересмотреть и возраст выдачи прав по крайней мере для любителей. Подростки, которых с пеленок водят за ручку, на мой взгляд, не успевают даже к 18 годам набраться самостоятельности. Некоторые и к 30 не успевают. Поэтому напрашивается психологический тест на зрелость, ответственность и готовность к такому серьезному действию, как управление автомобилем. Ответственностью не только за себя и за свою жизнь, но и за других.

Сейчас для получения прав необходимо две печати, что претендент не состоит на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах. Если честно, много ли ваших знакомых алкоголиков состоит на каком-то учете? С таким формальным подходом ограничение может срабатывать разве что в случае с совсем маргиналами, которые, слава Богу, на права не претендуют.

Автор — журналист, обозреватель газеты «Известия»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир