Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

В ноту со временем: биты Прокофьева, киберпанк Гребенщикова

Главные музыкальные новинки недели
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Британский диджей и внук Прокофьева записал альбом в России, Шакира отправилась на Канары, Guns N’Roses прокатились по Латинской Америке, а Борис Гребенщиков ударился в киберпанк. Наш очередной музыкальный обзор объединен темой путешествий. И пусть в реальности туризм сегодня затруднен, в музыке границы открыты всегда. «Известия» посоветуют, какие записи взять с собой в дорогу, пусть и воображаемую.

Сингл недели

Shakira — Don’t Wait Up

Колумбийская суперзвезда Шакира выпустила первый за несколько лет сольный англоязычный сингл. Предполагается, что Don’t Wait Up войдет в будущий альбом певицы. Но информации о нем пока никакой нет, а вот саму песню оценить вполне можно. Это танцевальный поп-хит с упругим битом и в меру запоминающимся припевом. Самое примечательное в треке — вокал Шакиры, постоянно балансирующий между насыщенным грудным тембром и нежным напеванием. Текст — стандартные любовные перипетии с феминистским оттенком, но, право, такие композиции сочиняются не ради слов, это материал для беззаботного веселья в толпе на танцполе, а не для размышлений в одиночестве.

Клип снимался на Тенерифе, красавица там рассекает по океану на доске и зажигает на дискотеке. В общем, банальность на банальности. Но когда видишь в кадре толпу людей без всяких масок и соцдистанции, воспринимаешь это уже не как отсутствие фантазии, а как своего рода манифест: мол, пандемии приходят и уходят, а клубная жизнь под зажигательные ритмы Шакиры остается актуальной всегда.

Клип недели

Борис Гребенщиков «Масала Доса»

Песня Бориса Гребенщикова «Масала Доса» из альбома «Знак Огня» была опубликована еще в 2020 году, но до создания клипа дело дошло только летом 2021-го. Подождать, однако, стоило: видеоролик Сергея Дебижева — режиссера, начинавшего как художник-постановщик фильмов Александра Сокурова, — невероятно насыщен кинематографическими образами, отсылающими к эстетике 1920-х.

Монтируя толпы рабочих на заводе, движения различных механизмов, символы буддистской философии и съемки поющего БГ, Дебижев явно вдохновлялся экспериментами Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна. И здесь вопрос, что воздействует на зрителя сильнее: этот изысканный киноколлаж или бронебойная харизма главной звезды. Одетый в киберпанк-очки невозмутимый Борис Борисович поет, аккомпанируя себе на гитаре, и, несмотря на статичность мизансцены, оторваться от этого зрелища невозможно. И пусть иронично-кабаретный дух песни идет вразрез и с киберпанком, и с киноавангардом, в целом видео производит впечатление удивительно органичного художественного высказывания.

Альбом недели

Габриэль Прокофьев «Разбивая экраны»

Один из самых модных современных диджеев, герой британской клубной сцены Габриэль Прокофьев выпустил альбом на российском лейбле «Мелодия», записанный в сотрудничестве с нашим же коллективом OpensoundOrchestra под управлением Станислава Малышева. В этом шаге, конечно, видится не только дань собственным корням (Габриэль — внук композитора Сергея Прокофьева), но и диалог с академической традицией, в том числе советской.

Музыка Габриэля Прокофьева действительно балансирует между экспериментальной данс-электроникой и вполне себе серьезным авангардом. Да, она пропитана ритмами танцполов, но биты постоянно сбиваются, сталкиваются, видоизменяются. Банального и сколь-нибудь продолжительного «тыц-тыц» здесь практически не бывает. В то же время множество звуковых элементов сочинений Габриэля Прокофьева явно рождены не для танца и расслабления, а, напротив, для сосредоточенного слушания. И в этой музыке немало интересного не только для завсегдатаев клубов, но и для посетителей филармоний и консерваторий.

Альбом «Разбивая экраны» представляет творческую концепцию Габриэля Прокофьева со всей наглядностью. Акустическое звучание камерного оркестра в нем органично сочетается с электроникой, а экстравагантная мелодика едва ли не в духе великого деда автора чередуется с квазифоновыми аудиополями, где сквозь синтезированные «заросли» пробиваются ростки живого звучания.

Трансляция недели

Guns N' Roses — Not In This Lifetime Selects: Latin America

Не только Radiohead решили регулярно радовать во время пандемии своих фанатов бесплатными видеозаписями концертов. Рок-ветераны Guns N’Roses еще в 2019 году запустили на YouTube серию Not In This Lifetime Selects. В каждом видео продолжительностью от получаса до часа собраны фрагменты различных выступлений, состоявшихся в рамках трехлетнего тура Not In This Lifetime. В итоге получается полноценный лайв — только еще более лаконичный и эффектный, чем в реальности, ведь выбран лучший материал.

Очередной выпуск, появившийся на прошлой неделе, посвящен южноамериканским концертам 2016 года. В сетлисте — такие хиты, как Don´t Cry, Sweet Child O’ Mine, а также Mr Brownstone, You Could Be Mine, Better, The Godfather. Отдельный номер — роскошное семиминутное соло гитариста Слэша.

Снято всё без особых изысков, но мы же любим рокеров не за визуальные эффекты, а за драйв и энергетику. И здесь этого с избытком, даром что главным звездам — Слэшу и вокалисту Эксл Роузу — было уже за 50.

Читайте также
Прямой эфир