Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Европейская комиссия 14 июля опубликовала амбициозный экологический план по преобразованию экономики ЕС в климатически нейтральную к 2050 году. Он включает целый ряд предложений по регулированию выбросов CO2 в странах Европы. В том числе предлагается переход на электромобили без бензиновых и дизельных двигателей. Инициатива Еврокомиссии в области «зеленой» энергетики еще должна пройти одобрение в Совете ЕС и Европарламенте. Но учитывая политику Европейского союза, вероятность одобрения этого пакета мер очень большая.

Переход на такую «зеленую» экономику повысит издержки европейских производителей и может заставить их перенести свои «углеродные» производства за пределы ЕС. Для того чтобы этого не случилось, европейская комиссия предлагает ввести трансграничный углеродный налог на импортируемые в ЕС товары из стран, в которых нет такого жесткого регулирования. Предполагается, что налог позволит уровнять цены европейских производителей с ценами на импортные товары. Затронет он и российские поставки в ЕС стали, алюминия, труб, удобрений, электроэнергии и цемента.

Предполагается, что углеродный налог начнет взиматься с 2026 года, а с 2023-го при ввозе товаров в ЕС производитель будет вынужден отчитываться о выбросах CO2 при производстве своего товара, подтвержденных уполномоченным верификатором. В предлагаемых мерах не уточнен механизм расчета углеродного следа на экспортируемые товары, поэтому оценить потери российской промышленности можно только приблизительно. Но объем товаров, экспортируемых в ЕС из России, которые подпадают под этот налог, Минэкономразвития уже подсчитало. Речь идет о сумме в $7,6 млрд в год. Приблизительные потери российских производителей от необходимости уплаты дополнительного налога, по оценкам экспертов, могут превысить $650 млн в год.

Налог, напомним, вступит в силу только с 2026 года, что создает для отечественных компаний, на которые он может быть распространен, некоторую отсрочку. Есть возможность в оставшиеся четыре с половиной года заняться реорганизацией производственных процессов и уменьшить углеродный след при выпуске своих товаров. Но такое решение потребует дополнительных инвестиций в производство, причем если реализовать подобную программу на всех мощностях компаний, то относительно той продукции, которая поступает на иные рынки, кроме европейского, такие расходы ничем не окупятся.

В то же время не стоит забывать, что те же российские металлурги до конца этого года в соответствии с недавними решениями правительства должны платить в России налоговую пошлину на экспорт металлов в размере 15%, что и без того бьет по рентабельности их поставок на внешние рынки. Остается надеяться, что при разработке долгосрочных налоговых пошлин на металлургов, производителей удобрений и электроэнергии, работающих на европейские рынки, с 2022 года правительство РФ примет в расчет и планируемый налог ЕС.

Механизм взимания углеродного налога предполагает взаимозачет с аналогичным углеродным налогом в стране производителя, но в России нет такого жесткого «зеленого» регулирования и его введение представляется нецелесообразным, поскольку отечественные производители продают свою продукцию и за пределы ЕС. Но, например, у UC Rusal доля экспорта алюминия в ЕС на данный момент составляет 37%. Ранее «Русал» объявил о намерении выделить алюминиевые заводы с большим углеродным следом в отдельную компанию, продукция которой, скорее всего, будет поставляться покупателям за пределами ЕС. А продукцию компании, в которой останутся только заводы, производящие алюминий с низким углеродным следом, уже можно будет верифицировать на «зеленость» и, возможно, это уменьшит удар по «Русалу».

В НЛМК пошли иным путем и заявили, что «последовательно занимаются снижением углеродного следа до уровня лучших европейских производителей». Но поскольку правила расчета показателей, учитываемых при вычислении углеродного налога, еще не определены, заранее нельзя сказать, будет ли этого достаточно, чтобы быть конкурентными по ценам на металл в сравнении с европейскими производителями.

В любом случае, пока очевидно, что «зеленая» инициатива ЕС отразится на мировых ценах на товары, облагаемые углеродным налогом, в сторону повышения, и заплатят за нее не только потребители в Европе, но и в России, и в остальном мире.

Автор — генеральный директор ИГ «УНИВЕР Капитал»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир