Мир верит в Китай
На фоне непрерывного распространения новых волн COVID-19, непростой обстановки на международной арене, растущего протекционизма и других негативных факторов уверенность в экономическом росте — на вес золота. И сейчас всё больше и больше профессионалов и международных организаций испытывает уверенность в отношении экономики Китая.
6 апреля этого года Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал «Отчёт об экономических перспективах мира». По его оценкам, экономику Китая в 2021 году ждёт рост на 8,4%, что на 0,3 процентного пункта выше январского прогноза.
По совпадению в исследовательском отчёте, опубликованном некоторое время назад Morgan Stanley, говорится, что азиатские экономики, включая Китай и Сингапур, избавятся от последствий эпидемии раньше, чем крупные экономики Запада, и войдут в стадию «златовласки» в 2021 году. Термин «златовласка» обычно используется для описания экономики, которая поддерживает «правильное» состояние высокого роста и низкой инфляции.
Эти два исследования демонстрируют уверенность международного сообщества в перспективах экономического роста Китая, что, в свою очередь, укрепляет его надежду на восстановление мировой экономики после эпидемии. Так за счёт чего Китай продемонстрировал наиболее выдающуюся стабильность среди всех экономик мира?
Во-первых, профилактика эпидемии и борьба с ней в Китае достигли существенных результатов, а способность предотвращать и контролировать распространение вируса получила высокую оценку международного сообщества.
Среди крупнейших экономик мира Китай был первым, кто реализовал систему мер контроля эпидемии, сведя к минимуму её воздействие на экономику и общество. Правительства на всех уровнях в Китае действовали быстро, полагаясь на строгие механизмы предотвращения и контроля, а также научные меры профилактики, позволяющие избежать распространения коронавирусной инфекции.
В свою очередь, успешные меры контроля эпидемии создали стабильную деловую среду для иностранных бизнесменов в Китае. Она же является гарантией здорового функционирования китайской экономики в глобальной производственной цепочке.
Во-вторых, экономика Китая неуклонно восстанавливается. Эта «устойчивость» объективно увеличивает динамику роста мировой экономики.
По мере стабилизации ряд экономических показателей Китая значительно улучшился. Так, ВВП Китая в первом квартале 2021 года составил 24 931 млрд юаней, что на 18,3% больше, чем в предыдущем году. Это на 0,6% в месячном исчислении и на 10,3% больше, чем в 2019 году, при среднем темпе роста 5,0% за два года. В первом квартале общий объём китайского импорта и экспорта товаров составил 8,47 трлн юаней, что на 29,2% больше, чем за тот же период прошлого года.
В-третьих, КНР неуклонно стремится к расширению своего присутствия в мировой экономике. И эта тенденция повышает ожидания международного сообщества относительно развития Китая.
После первого тяжёлого этапа начала вспышки пандемии некоторые специалисты беспокоились о сохранности сотрудничества Китая с внешним миром. Эти переживания оказались в итоге безосновательными. Главный экономист Centaline Bank Ван Цзюнь считает, что благодаря эффективным мерам по предотвращению и контролю эпидемии с прошлого года экономика Китая сохранила хорошую динамику восстановления на обоих концах спроса и предложения. С постепенным продвижением вакцинации активизируется автономная экономическая деятельность, а восстановление потребительского спроса демонстрирует признаки дальнейшего ускорения.
В сочетании с улучшением внешней среды и введением нового раунда политики стимулирования мировой экономики, а также совокупным воздействием внутренних и внешних факторов экономика Китая продолжит поддерживать быстрый восстановительный рост. Важно отметить, что все перечисленные меры были прогнозируемы и реализованы в соответствии с графиком. И новые меры по расширению возможностей экономики сейчас разворачиваются одна за другой, демонстрируя твёрдую решимость Китая расширять дальнейшее укрепление своих позиций в международном сообществе.