Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Начиная с 2022 года в России будет действовать новая система управления госпрограммами, базирующаяся на единых подходах к их разработке и реализации. В основе изменений лежит проектный принцип и налаживание специального мониторинга, который должен ускорить адаптацию к нестабильным реалиям.

Сегодня госпрограммы — связующие звенья между стратегическим и бюджетным планированием и одновременно главный инструмент социально-экономической политики государства. На них выделяется примерно 75% бюджета, в их составе реализуются все федеральные проекты.

На создание новой системы во многом повлияло не только принятие ряда новых стратегических документов. Необходимость изменений назрела давно: госпрограммы нередко подвергались критике за отсутствие сбалансированности, сложность и запутанность, что часто приводило к нестыковкам и противоречиям. Более того, программы, как правило, были в большей степени ориентированы на экстенсивное развитие отраслей и не предполагали каких-то значимых качественных сдвигов.

Наконец, реформа всё же была предпринята. По сути, инструмент раньше был несколько оторван от действительности, предполагал достижение целей на бумаге, а не по существу. Тем не менее отказаться от госпрограмм как от института вряд ли возможно — несмотря на несовершенство механизма, альтернативного способа доводить деньги до экономики, фактически, нет.

В обновленном подходе в каждой госпрограмме будет выделена проектная часть, которая предусматривает выполнение конкретных задач за конкретный период времени. Именно она станет квинтэссенцией инструмента, закладывающей основу для качественных изменений не только на ближайшее будущее, но и в более отдаленной перспективе. Проектная часть может, к примеру, предполагать инвестиции в строительство поликлиник, больниц, школ, детских садов, учреждений культуры, научных центров. При этом устанавливаются конкретные сроки завершения работ и необходимый объём ресурсов. А поддержка со стороны системы мониторинга реализации позволит быстро принимать решения и оперативно реагировать на разного рода отклонения и новые вызовы.

Одновременно в госпрограммах сохраняются и процессные мероприятия, реализуемые на постоянной основе в ходе повседневной деятельности. Но значимость этих мероприятий ни в коей мере не стоит преуменьшать, так как они закладывают фундамент для качественных изменений, реализуемых в проектной части. К примеру, они могут быть представлены мерами соцподдержки различных категорий граждан (матерей, детей, инвалидов, молодёжи и др.), которые практически невозможно проводить как отдельный проект в силу перманентности этого процесса.

Гибкость и оперативность управления госпрограммами предполагается обеспечить за счёт назначения кураторами профильных вице-премьеров правительства Российской Федерации, под руководством которых будут работать управляющие советы. В их задачи будет входить моментальное внесение изменений и дополнений с учетом изменившихся условий. Тем самым будет обеспечен динамизм реагирования на изменения условий осуществления госпрограмм и постоянное поддержание их в актуальном состоянии.

Для каждой госпрограммы и ее элементов будет формироваться сбалансированный перечень взаимоувязанных общественно значимых показателей, гармонизированных с национальными целями развития России. При этом появится возможность определить ее эффективность, а также непосредственный эффект на жизнь граждан и развитие экономики, экономическую безопасность и конкурентоспособность страны на мировом рынке.

Среди преимуществ новой системы управления госпрограммами следует отметить ее прозрачность и понятность, и, следовательно, популярность — как для их бенефициаров, так и для любого жителя страны. В своем обновленном формате госпрограммы будут гораздо меньшего объёма и станут однородными по структуре. Новое постановление предусматривает пять обязательных компонентов: стратегические приоритеты, паспорт, в котором устанавливаются ее цели и показатели с их декомпозицией по субъектам, паспорта федеральных, ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий (структурные элементы госпрограммы).

В целом есть серьезные основания ожидать, что перечисленные изменения позволят сконцентрировать направленность госпрограмм на достижение национальных целей развития России на период до 2030 года, повысят их результативность и эффективность, сделают контроль за реализацией мероприятий госпрограммы более простым и действенным и в конечном счете станут своеобразным триггером осуществления фундаментальных структурных сдвигов в экономике, улучшающих ее конкурентные позиции на мировом рынке.

Автор — заместитель руководителя Центра развития программно-целевого управления ВАВТ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир