Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Авто
Средневзвешенная цена нового автомобиля в России выросла на 23%
Мир
Анкара заявила о подготовке к новой архитектуре безопасности в Европе
Туризм
Финляндия захотела ограничить транзитный туризм для россиян
Мир
Тайвань проведет собственные военные учения с боевыми стрельбами
Мир
Компании из ЕС попросили британцев очистить газ от опасных примесей
Мир
На Украине могут запретить россиянам въезд в страну на 50 лет
Мир
МИД рассмотрит ответные меры против Латвии из-за давления на россиян при въезде
Экономика
Правительство ФРГ исключило запуск трубопровода «Северный поток – 2»
Мир
Глава Запорожья подписал указ о начале подготовки к референдуму по вхождению в РФ
Авто
Рефрижератор Ford Transit лидирует по остаточной стоимости в РФ
Мир
ВС РФ уничтожили около 150 боевиков ВСУ под Харьковом
Мир
Чехия второй день подряд не выдала ни одной визы украинским беженцам
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России планируют использовать для коммерческой перевозки людей беспилотные транспортные средства. В случае успеха испытаний в салоне будут лишь пассажиры — весь контроль предполагается осуществлять удаленно. Где уже сейчас можно покататься на такси без водителя и кто будет виноват в ДТП с роботизированными автомобилями, разбирались «Известия».

Эксперимент без испытателя

На днях на федеральном портале regulation.gov.ru был опубликован текст проекта поправок в постановление правительства РФ о беспилотном транспорте. Этот документ регламентирует передвижение машин с автопилотами по дорогам общественного пользования.

Поправки предлагают разрешить использование беспилотных ТС для перевозки пассажиров, пока в экспериментальном режиме. На первом этапе опытной эксплуатации инженер-испытатель страхует автопилот, находясь на пассажирском сиденье, а на втором присутствия контролирующего поведение машины человека в салоне вообще не предполагается. На этом же этапе рассматривается возможность использования автомобилей без водителя на дорогах общего пользования.

На сегодняшний день разработкой беспилотного транспорта в России занимаются несколько компаний. Самые активные — StarLine, «СберТех» и «Яндекс». Российский IT-гигант первым запустил в нашей стране тестирование беспилотников в 2018 году. Сейчас по столице передвигаются более 140 его автономных транспортных средств. С момента начала тестирования они уже проехали более 12 млн км.

Новосиб
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Так что же изменится в случае согласования поправок? Во-первых, эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования продлится до 1 марта 2025 года. В список регионов, в которых будут ездить беспилотники, добавятся Мурманская и Новосибирская область. Это важно для их проверки в условиях зимы.

Во-вторых, официально будет введено определение человека, контролирующего беспилотник: «Оператор высокоавтоматизированного транспортного средства — физическое лицо, назначенное собственником высокоавтоматизированного транспортного средства, осуществляющее мониторинг/контроль за его движением посредством удаленного доступа и имеющее возможность вмешательства в функционирование высокоавтоматизированного транспортного средства». Все действия оператора должны соответствовать Правилам дорожного движения.

Проще самому?

Предложенная законодателем трактовка вызвала удивление у экспертов. Например, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков сетует, что при таких правилах проще и безопаснее самому сесть за руль, нежели удаленно управлять автопилотом:

— Невозможно полноценно оценивать дорожную ситуацию, когда мы не сидим за рулем автомобиля. У водителя работает сферическое зрение, и он оценивает ситуацию со всех сторон. Ни одна камера такого не повторит и не сможет заменить человеческий глаз. Тогда проще уж самому отвезти пассажира. А если у меня два автопилота: в одном ребенок едет в школу, в другом — жена в магазин? Как я услежу за всеми сразу? Мы же не можем управлять двумя автомобилями одновременно.

яндекс
Фото: ТАСС/Александр Рюмин

В пресс-службе «Яндекса» разъяснили, зачем понадобилось управлять беспилотником удаленно:

— Этот пункт вводит новый термин для определения человека, имеющего возможность управления автомобилем, но находящегося вне транспортного средства. Он может осуществлять не постоянный контроль, а помощь в определенных ситуациях, например если автомобиль должен пересечь сплошную при перекрытой полосе или объехать ДТП. При таком сценарии искусственный интеллект может обратиться за помощью к оператору, чтобы уже он принял решение о дальнейших действиях. Человек видит дорожную ситуацию посредством камеры и данных с лидаров, и дает автомобилю разрешение на пересечение сплошной для этого маневра, а автомобиль уже сам выбирает подходящий момент, когда сделать это можно будет безопасно.

Беспилотные такси уже в России

Еще один пункт поправок разрешит использовать беспилотное транспортное средство для перевозки пассажиров на возмездной основе. На сегодняшний день единственное в Европе беспилотное такси — это снова автомобили от «Яндекса», перевозящие пассажиров на территории Иннополиса (Татарстан) бесплатно. Сейчас местный беспилотный флот насчитывает семь автомобилей.

В каждом есть специальный экран для пассажиров, на котором можно посмотреть, как машина видит других участников и как планирует свой маршрут. Уведомления на экране сообщают о причинах тех или иных маневров: например, что автомобиль сейчас останавливается, чтобы пропустить пешехода. Разработчики отмечают, что люди очень быстро привыкают к отсутствию водителя за рулем и уже в течение первой поездки перестают обращать внимание на руль и экран.

в городе
Фото: ТАСС/Егор Алеев

«Поездки на беспилотных такси быстро стали привычной частью городской жизни. Пассажиры ездят на работу, в университет, в кафе или на стадион, возвращаются домой. Подавляющая часть пассажиров говорит, что привыкли к отсутствию водителя за рулем в течение первых минут. И если сначала такие поездки вызывали восторг и удивление, то сейчас пассажиры зачастую даже не смотрят на самостоятельно вращающийся руль и продолжают в дороге заниматься своими делами, не отвлекаясь на происходящее. Кроме того, в прошлом году к беспилотным такси в городе присоединились автономные роботы-доставщики. Они доставляют заказы из местных ресторанов в жилые дома и общежитие университета», — комментирует «Яндекс».

Кто будет виноват

В случае ДТП с участием беспилотного такси ответственность будет лежать на перевозчике. Аналогичная система работает в авиации: компенсацию выплачивает компания-перевозчик, а затем можно обратиться к оператору за регрессом. Разбор подобных ДТП упростит еще одна поправка в положение, предусматривающая обязательную видеофиксацию всего, что происходит как внутри, так и снаружи автомобиля. Храниться записи будут до конца эксперимента, то есть до 2025 года. Видеоматериал должен фиксировать 30 секунд до момента дорожно-транспортного происшествия.

Страховщики также озабочены правовой стороной вопроса.

«Сейчас в страховании многое завязано на действиях именно водителя, которого в новом виде транспорта не будет. Необходимо как минимум законодательно отрегулировать статус владельца беспилотника, прописать его права и обязанности. Оценить влияние на страховые тарифы пока сложно: по любым транспортным средствам, включая беспилотные, сначала нужно собрать статистику и понять убыточность. Сейчас тарифный коридор, установленный указанием ЦБ, не предполагает использования автомобиля без водителя, а для страховщика это, очевидно, будет весомым фактором при определении премии», — рассказали в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА).

время
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Поедут по сценарию

Также поправки вводят понятия «рабочих условий» и «сценариев». Условия включают в себя время суток, диапазон допустимых скоростей движения транспортного средства, дорожно-климатические и другие факторы, в которых автопилот может ездить по дорогам без участия водителя. Сведения о них вносятся в руководство опытной эксплуатации.

Сценарий — это перечень дорожных ситуаций, которые будут воспроизводиться в испытательных лабораториях. Все это сделает передвижение на беспилотниках более безопасным и предсказуемым.

Справка «Известий»

Сейчас по количеству разработчиков и числу беспилотных автомобилей на дорогах лидируют США, Китай, Россия и Израиль. Всего в мире работают восемь сервисов беспилотных такси: в США это Waymo и Motional, в Китае это Baidu, AutoX, Pony.ai, WeRide, Didi, а в России — «Яндекс». Также скоро к ним присоединится китайский WeRide, который заканчивает тестирование автопилотов без человека за рулем.

Читайте также
Реклама