Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Во многих классических геополитических концепциях существует определение Центрально-Азиатского региона как «сердца земли», или хартленда (Heartland). По мнению видных стратегов, государство, которое контролирует хартленд, контролирует всю Евразию. В свою очередь, и у хартленда есть свое «сердце»: уникальный регион, в котором ход истории имеет свою логику, а населяющие его люди с рождения насыщены пассионарностью, — это Ферганская долина.

До развала СССР этот регион был стабилен и представлял собой тот самый пример добрососедского сосуществования народов и этносов большой советской семьи. С другой стороны, за счет этнического, религиозного, языкового многообразия Ферганская долина становилась для противников СССР объектом провокаций и площадкой для разжигания конфликтов.

Надо признать, что национальная политика Советского Союза и то административно-территориальное деление, которое существовало в 80-е годы ХХ века, далеко не всегда способствовали гармоничному сосуществованию граждан, но данные просчеты компенсировались наличием мощнейшей, вертикально интегрированной политической системы и эффективного силового аппарата.

Конец 80-х — начало 90-х годов для Ферганской долины, как и для всей Евразии, стало временем глубочайших потрясений и тектонических политических сдвигов. Данный регион из процветающей провинции превратился в зону перманентной турбулентности, разделенной между тремя государствами: Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном.

Перенаселение региона и административно-территориальное деление, доставшееся в наследство от СССР, предопределили возникновение конфликтов между государствами Ферганской долины, а новые факторы, такие как фундаментализм, наркотрафик, торговля оружием, сложная социально-экономическая ситуация, конкуренция за ресурсы, сделали эти конфликты фактически неизбежными.

Один из важных аспектов, который мог способствовать снижению напряженности в регионе, — делимитация границ между государствами. Но этот процесс до сих пор не завершен и вместо стабилизации выполняет роль катализатора конфликтов.

Столкновения, произошедшие на киргизско-таджикском участке границы 28–29 апреля в верховьях реки Исфара, который обе страны считают своей территорией, удалось оперативно взять под контроль на уровне руководителей Таджикистана и Киргизии. При этом все вовлеченные в конфликт стороны прекрасно понимают, что проблема имеет системный характер и без комплексного и всеобъемлющего подхода не обойтись. Речь идет о принципиально новом режиме безопасности для Ферганской долины.

С учетом того что очень вероятным видится обострение ситуации в Афганистане, спровоцированное уходом из этой страны военных контингентов США и НАТО, есть все основания полагать, что дестабилизация затронет и Центрально-Азиатский регион, в том числе Ферганскую долину. Причем это крайне важно для всех государств региона и сопредельных стран, так как этот процесс будет сопровождаться усилением таких организаций, как ИГИЛ (запрещена в РФ).

Важно отметить, что пограничный инцидент в верховьях реки Исфара произошел между странами ОДКБ, и, как прогнозируемый результат, противники России уже публикуют материалы о несостоятельности организации и неспособности РФ консолидировать ее членов (критикам рекомендую вспомнить турецко-греческий конфликт, а фактически войну и ее влияние на НАТО). С другой стороны, ситуация вокруг Ферганской долины как раз и может стать переломным моментом в существовании Организации Договора о коллективной безопасности, став точкой новой интенсивной и насыщенной деятельности.

Все государства региона сейчас заинтересованы в стабильности и развитии, в этом контексте инициативы ОДКБ по облегчению процесса урегулирования в Ферганской долине могут быть своевременны и эффективны. С учетом того что конфликты в районе Ферганской долины зачастую принимают военный характер, возможно использовать весь арсенал методов и средств миротворчества со стороны России. В современных условиях видится желательным также включение контингентов таких стран, как Белоруссия и Казахстан, в миротворческие миссии, которые могут проходить как под эгидой ОДКБ, так и по согласованным инициативам стран региона и России.

Урегулирование проблемы Ферганской долины — это не прихоть или возможная демонстрация силы, а давно назревшая необходимость. От решения этого вопроса зависит стабильность политических систем Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, Центральной Азии в целом. Но в то же время ситуация в этом регионе напрямую влияет на национальную безопасность РФ, что делает неизбежным ее активное вовлечение в процесс урегулирования. И чем быстрее это будет сделано, тем больше дивидендов от этого можно будет получить.

Автор — директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир