
В коммуне остановка: жители сел страдают от пробок на трассах

В воскресенье на въезде в СНТ «Зеленый бор» и деревню Пуково, что в Тверской области, неожиданно появился кордон — проезд закрыли для транзитного транспорта. Автомобилисты часто ездят в Тверь этим маршрутом, чтобы избежать пробок на Бежецком шоссе. Но большинству жителей сел поток автомобилей ожидаемо не понравился, что и привело к появлению самовольного блокпоста, вызвавшего скандальную реакцию. Пуковцы не одиноки в своем недовольстве, но можно понять и водителей, пытающихся объехать томительные пробки. В ситуации разбирались «Известия».
Выход из пробки
Сообщения о кордоне на въезде в деревню Пуково под Тверью появились вечером в воскресенье в соцсетях и в местных СМИ. В Сети опубликованы подтверждающие это фотографии: дорогу преградила надпись «Проезд закрыт» и несколько автомобилей с местными жителями. Автор публикации в соцсети заявила, что жители самостоятельно вешают запрещающие знаки на столбы, а охраняют проезд «двое мужчин с цепью и двумя камнями».
В комментариях под сообщением разгорелся спор: некоторые называли происходящее самоуправством, другие замечали, что сделано это не от хорошей жизни, потому что через деревню стали ездить машины, объезжающие пробку на Бежецком шоссе.
Председатель СНТ «Зеленый бор» Михаил Смирнов рассказал «Известиям», что дорогу в деревню никто не преграждал, а дачники закрыли путь, ведущий в садоводческое некоммерческое товарищество. При этом он подчеркнул, что СНТ вправе перекрывать дорогу, так как она принадлежит товариществу.
— Деревня Пуково с трех сторон находится внутри СНТ, — пояснил Смирнов. — Там есть постоянно живущие люди. Рядом находится еще деревня Софьино — раньше большая, но сейчас почти вымершая. Но никто не препятствует жителям деревни — они спокойно проезжают. Напротив, они очень довольны, что мимо их домов теперь никто не будет ездить транзитом. Сейчас на Бежецком шоссе затеян большой ремонт в районе Исаевского ручья. Планируемый срок окончания работ — 1 декабря 2021 года. В связи с этими работами пробки стали еще больше.
По его словам, затор растягивался до Александровки — шесть километров автомобилисты преодолевали за полтора часа.
В УМВД по Тверской области сообщили «Известиям», что дачники действительно перекрыли дорогу через СНТ, на что у них были основания. И.о. главы администрации Михайловского сельского поселения Михаил Гелевер также отметил, что у него нет обращений от жителей Софьино и Пуково. По его словам, пока информация о противозаконных действиях отсутствует.
— У меня сейчас есть два обращения: от людей, которые спрашивают о законности перекрытия дороги, и от тех, кто интересуется, как им добраться до деревни Софьино, — рассказал Гелевер «Известиям». — Но я-то понимаю, что это обращение не от местных жителей (они могут спокойно мне позвонить и переговорить), а от людей, которым интересно стало, а как же мы будем объезжать и проезжать?
По его словам, он понимает людей, которые перекрыли дорогу: через деревню пошел нескончаемый поток автомобилей, причем по проселочной дороге на приличной скорости.
— Для меня главное, чтобы было комфортно и удобно жителям, которые там проживают, а не тем людям, которым нужно срочно попасть в город и которые пробуют так объехать пробку, — заявил Гелевер. — Все стоят в пробке: утром и я стою в пробке на выезде из Твери, а вечером — на въезде. Нужно просто потерпеть, нам сделают развязку на Исаевском ручье, и все будет в порядке.
Ров протеста
Первый зампред Мособлдумы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин отмечает, что не во всех СНТ можно закрыть дорогу. Например, если дорога в населенный пункт лежит через СНТ, то перекрывать ее нельзя. По его словам, в такой ситуации дачники обычно устно договариваются с местным населением, но до первого конфликта.
Кроме того, на фоне разговоров о разработке механизма, который позволил бы СНТ получать статус населенного пункта, дачникам не стоит забывать и о том, что этот статус накладывает обязанность пропускать по дорогам всех желающих.
— Дачникам придется открыть шлагбаумы, которые установлены на въезде в их СНТ, — заметил Чаплин. — Сейчас дачники содержат дороги внутри СНТ за свой счет, имея при этом право ограничить движение — в некоторые товарищества даже пешком запрещено проходить посторонним. От этих мер безопасности не многие готовы отказаться.
У деревень, которые страдают от транзитного транспорта, возможности как-либо перекрыть дорогу нет, хотя попытки случаются. В той же Тверской области в ноябре 2020 года жители деревни Николо-Малица устали от потока машин, которые объезжают трассу М-10 через их населенный пункт, и перекопали дорогу на улице Центральной. Привело это к тому, что проехать там не смогли бы не только транзитные автомобили, но и спецтранспорт — скорая помощь и пожарные. Спустя несколько суток ров был закопан по распоряжению местных властей.
Аналогичные инциденты — с установкой на дороге общего пользования бетонных блоков, с рытьем ям и так далее — происходили в разных регионах России. Например, в деревне Аро в Ленинградской области в 2018 году транзитный проезд перекрыли местные жители, не дожидаясь официального решения проблемы.
Такие действия чреваты последствиями. Член Ассоциации юристов России Артем Коростелев замечает, что за блокирование транспортных коммуникаций виновные могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 20.18 КоАП РФ. Для граждан это штраф в размере до 100 тыс. рублей, для должностных лиц — до 300 тыс., для юридических лиц — до полумиллиона.
— Начиная с 10 января 2021 года введена и уголовная ответственность за умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры либо воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети, — сообщил Коростелев «Известиям».
По новому закону, если такие действия создают угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан, санкция может достигать одного года лишения свободы.
Тупиковый путь
Жители деревень, страдающих от транзитного транспорта, могут изменять схему движения по согласованию с ГИБДД, напоминает Гелевер. Но просто повесить знак без контроля со стороны сотрудников ГИБДД — способ не всегда действенный, поэтому кто-то идет на ухищрения.
Стоит обратиться в администрацию с требованием снизить скоростной режим, установить лежачих полицейских, организовать схему одностороннего движения так, чтобы им было удобно пользоваться жителям частного сектора, но чтобы сквозной проезд при этом становился нецелесообразен, — замечает Чаплин.
Еще один вариант — обратиться с требованием к местным властям об организации объездной дороги.
— Но здесь может возникать конфликт с местными сельхозпроизводителями, так как такая дорога, скорее всего, пойдет по полям, — отмечает Чаплин. — Фермеры от этого тоже будут не в восторге.
В деревне Аро в 2018 году бетонные блоки появлялись на фоне разработки новой схемы, по которой одну улицу искусственно разделили на две разных — тупиковых. Это должно было остановить транзитный транспорт.
— Полностью закрывать движение по федеральным трассам на время ремонта, капремонта, реконструкции дорожного полотна Росавтодор не может, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Росавтодора. — Как правило, для проезда остается одна или две полосы или вводится реверсивный режим. Если же без полного перекрытия движения не обойтись, мы строим временные объездные дороги и мосты. Но проезд однозначно всегда остается бесперебойным. Что касается условий проезда по городским, областным и иным дорогам, то в этих случаях необходимо обращаться к балансодержателям этих объектов.
Полномочия по разработке политики в области организации дорожного движения на территориях субъектов Российской Федерации, согласно ст. 7 закона «Об организации дорожного движения», лежат на региональных органах государственной власти и органах местного самоуправления, отмечает Артем Коростелев.
Кругом марш
Примеры того, как удается справиться с транзитным транспортом без вреда интересам других, все же есть. Например, победу в этом споре наконец-то одерживают жители Никольско-Архангельского микрорайона в подмосковной Балашихе. Долгое время заторы на Горьковском и Носовихинском шоссе объезжали по тихим улочкам микрорайона.
— В администрации нам говорили: это дорога общего пользования, по ней может ездить каждый, — рассказал «Известиям» председатель общественного территориального совета микрорайона Илья Порвин. — Нет, говорили мы, у каждой дороги есть характеристики. Вот у нас пятая техническая категория. Предназначена для подъезда к жилым домам и движения пешеходов. Интенсивность движения — не более 200 машин в сутки. А у нас шло 200 машин за пять минут! Выходишь из дома — поток идет.
По словам Порвина, с проблемой боролись очень долго, он сам занимался этим примерно с 2005 года. Жители требовали установить шлагбаумы, ограничить въезд на территорию, но в администрации не соглашались.
В 2018 году был принят закон об организации дорожного движения, по которому администрации субъектов и муниципалитеты должны разрабатывать комплексные схемы организации дорожного движения. Это дало толчок к решению проблемы: было решено организовать схему движения таким образом, чтобы объезжать пробку через микрорайон стало просто неудобно. Будет введена система одностороннего движения и повешен знак «Жилая зона».
— Схема не всех удовлетворяет, но все-таки уменьшает транзит, — заметил Порвин. — Сейчас уже ведутся работы, к началу июня схему должны ввести окончательно. Конечно, кого-то из местных жителей это не устраивает: приходится круги наворачивать по микрорайону. Но поток машин через нашу улицу уходит.