Ученые обнаружили расщепляющий раковые клетки белок

Ученые обнаружили ключевой для предотвращения рака фермент, расщепляющий циклины, — белки, регулирующие клеточный цикл. Отключение этого фермента вызывает бесконтрольный рост раковых клеток. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Живые клетки способны делиться. Регуляторами их деления выступают циклины D-типа — белки-активаторы циклин-зависимых протеинкиназ (CDK), которые часто служат потенциальными мишенями для терапии рака.

Согласно выводам ученых медицинской школы имени Гроссмана Нью-Йоркского университета и их итальянских и датских коллег, фермент убиквитинлигаза, известный также как AMBRA1, прикрепляет молекулярные метки ко всем трем циклинам D-типа — CDK2, CDK4 и CDK6, маркируя их для разрушения клеточными машинами, которые расщепляют белки.

Контроль циклинов ферментом AMBRA1 необходим для правильного роста клеток на эмбриональной стадии, а его нарушение вызывает смертельное разрастание клеток. В ходе экспериментов было установлено, что у мышей, лишенных гена, который кодирует фермент AMBRA1, развивался неконтролируемый летальный рост ткани, он искажал головной и спинной мозг эмбриона. Лечение ингибитором CDK4 / 6 беременных мышей, несущих эмбрионы без гена AMBRA1, снижал эти аномалии.

Также выяснилось, что ограничения клеточного деления играют главную роль в предотвращении аномального агрессивного роста раковых клеток. На основании базы данных онкологических пациентов они сделали вывод, что те, у кого экспрессия AMBRA1 ниже нормы, с меньшей вероятностью выживают при диффузной большой B-клеточной лимфоме, одной из самых распространенных форм лимфомы в США.

В дальнейшем, чтобы подтвердить роль AMBRA1 в качестве супрессора опухолей, ученые наблюдали за ростом раковых клеток на мышах с диффузной большой В-клеточной лимфомой. Когда грызунам без гена AMBRA1 пересаживали клетки B-клеточной лимфомы человека, опухоли росли в три раза быстрее.

По словам руководителя исследования, доктора медицины Микеле Пагано, заведующего кафедрой биохимии и молекулярной фармакологии Нью-Йоркского университета и сотрудника медицинского института Говарда Хьюза, исследование проясняет особенности человеческих клеток, дает представление о биологии рака и открывает новые возможности для исследования потенциальных методов его лечения.

«Ранее предложенные механизмы того, как циклины D-типа удаляются клеткой, не удавалось воспроизвести в лаборатории. До нашего исследования центральный регулятор циклинов D-типа оставался неуловимым в течение четверти века», — сообщил Пагано.

Другие исследователи, из Стэнфордского университета и исследовательского центра Датского онкологического общества, установили, что фермент AMBRA1 также является ключевым фактором в предотвращении рака легких.

По мнению доктора Даниэле Симонески, это делает AMBRA1 потенциальным маркером для отбора пациентов, наиболее подходящих для терапии ингибиторами CDK4 и CDK6.

Ученые выразили надежду, что открытые молекулярные механизмы позволят найти лекарство против рака нового поколения.

Ранее 14 апреля стало известно, что ученые разрабатывают новую цифровую технологию диагностики онкологических патологий на ранней стадии у человека.

Отмечалось, что процедура будет проводиться с помощью светового сканера, а искусственный интеллект проанализирует полученные снимки.

Таким образом, ИИ исключит возможность ошибки человека в постановке диагноза, которая для пациента может быть фатальной.