Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

ЦБ намерен изменить схему возврата переведенных без согласия клиентов денег

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Банк России планирует изменить схему возврата средств, которые были переведены без согласия клиентов кредитных организаций, упростив эту процедуру. Об этом заявил директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров на брифинге в понедельник, 12 апреля.

По его словам, регулятор планирует на законодательном уровне создание условий для изменения процедур возврата денег пострадавшим гражданам, однако «пока говорить о конкретике рано».

Уваров рассказал, что на данный момент Центробанк консультируется с профессиональными сообществами, в том числе с юристами, по этому вопросу.

Первый заместитель директора департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев рассказал, почему считает это целесообразным.

По его словам, в законе есть норма о возврате средств клиенту, но, «судя по тому проценту, который мы имеем, она недостаточно хорошо работает». Также он выразил беспокойство в связи с тем, что мошенники пользуются «имеющимися лазейками в законодательстве», которые следует ликвидировать. Сычев добавил, что процедура возврата денег, даже если они были остановлены банком получателя средств, «далеко не тривиальна» и занимает большое количество времени и «нередко требует, включая судебное решение, довольно тяжелых процедур».

Он напомнил, что регулятор «уже как-то пытался пересмотреть эту процедуру», но тогда это не получилось «по разным причинам, в основном юридического характера».

Согласно ежегодному обзору департамента информационной безопасности Центробанка, в прошлом году банки России вернули своим клиентам-физлицам лишь 11,3% от всего объема украденных мошенниками денег — это 1,1 млрд рублей. Годом ранее эта доля составляла 14,6%, или 935,9 млн рублей.

В то же время объем всех операций, совершенных без согласия клиентов, в 2020 году вырос на 52,2% — до 9,8 млрд рублей.

Снижение показателя объяснили «существующими договорными отношениями кредитных организаций со своими клиентами». Так, банки не возвращают деньги, если клиент нарушил условия договора, которые предусматривают необходимость сохранения конфиденциальности платежной информации по ст. 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Ранее в понедельник «Известия» со ссылкой на обзор подразделения ЦБ по кибербезопасности ФинЦЕРТ писали, что доля мошеннических операций с банковскими счетами физлиц и юрлиц в 2020 году выросла в 1,5 раза — до 9,8 млрд рублей.

При этом доля нелегальных транзакций, совершенных с помощью социальной инженерии, уменьшилась с 69% до 62%.

В банках рассказали, что злоумышленники активно использовали схемы обмана, связанные с пандемией коронавируса, предлагая фейковые выплаты от государства. Кроме того, преступники постепенно переориентируются с массовых атак на точечные, но крупные.

Отмечалось, что кредитные организации не возвращают деньги, если россияне сами называют злоумышленникам необходимые для проведения операции данные, например, коды из СМС. Чтобы совершить атаки с помощью социальной инженерии, мошенники используют информацию о клиентах из баз данных, которые покупают на нелегальных площадках.

Читайте также
Прямой эфир