Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Рособрнадзор предостерег вузы от нарушений на экзаменах иностранцев
Мир
Павел Дуров анонсировал выход своего интервью с Такером Карлсоном
Общество
На Запорожской АЭС провели 18-ю ротацию наблюдателей МАГАТЭ
Авто
«Росатом» купил долю производителя зарядок для электрокаров
Культура
Киану Ривз может озвучить злого ежа в фильме «Соник 3»
Мир
Аргентина закупила 24 истребителя F-16 для своих ВВС
Общество
На Ивлееву составили протокол за дискредитацию российской армии
Политика
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ на новый срок полномочий
Происшествия
В Москве госпитализировали ребенка после посещения джакузи в фитнес-клубе
Общество
Минпросвещения отметило независимость школ во включении гольфа в уроки
Происшествия
Над Белгородской областью уничтожено три украинских дрона
Мир
Премьер Словакии Фицо высказался против принятия Украины в НАТО
Мир
Санду назвала дату референдума о вступлении Молдавии в ЕС
Общество
В Кургане задействовали более 500 полицейских во избежание мародерства
Общество
Суд отклонил апелляцию Каца на приговор о восьми годах колонии за фейки
Мир
Путин поговорил по телефону с президентом Ирана Раиси

Северный ход

Экономист Вячеслав Мищенко — о том, как проблемы большого судоходства могут изменить карту торговых путей в мире
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Посадка на мель и перекрытие судоходства по Суэцкому каналу почти на неделю контейнеровозом сверхбольшого контейнеровоза (Ultra Large Container Ship) Ever Given вызвало международный резонанс, инцидент стал одной из самых обсуждаемых новостей последних двух недель — мировые и отечественные СМИ в режиме реального времени рассказывали о положении судна и действиях буксиров, сопровождая эти истории снимками из космоса.

Удивление вызывает даже не факт, что ключевая водная логистическая артерия оказалась неожиданно и надолго заблокирована (техногенные катастрофы в мире случаются достаточно часто), а то, что мировое сообщество, и в частности, грузоотправители и судовладельцы, равно как администрация Суэцкого канала и власти Египта, оказались абсолютно не готовы к подобной аварии. Казалось бы, все эти субъекты международной деятельности должны быть готовы к любой внештатной ситуации, тем более, если речь идет о таком важном глобальном транспортном объекте, как Суэцкий канал, в котором уже неоднократно случались различные инциденты. В современном мире существует масса технологий и методик, позволяющих просчитывать подобные риски и, либо предотвращать их, либо через регулярные учения технических служб сводить к минимуму время на принятие решения.

Но судя по продолжительности кризиса никакого отработанного плана действий не существовало. Банальная посадка на мель контейнеровоза в русле канала вызвала мировой ажиотаж сопоставимый с началом боевых действий в каком-нибудь нефтедобывающем регионе — ставки фрахта и цены на нефть ползли вверх, раскручивая волатильность, а вместе с тем и нервозность и без того чувствительного рынка, уставшего от затянувшейся пандемии и повсеместных локдаунов. Буквально сразу после позитивных новостей о том, что судоходство по каналу восстановлено, напряженности в общую ситуацию добавило еще одно происшествие — греческий танкер Minerva Nike сел на мель на юге Суэцкого канала, почти перегородив его, однако судно удалось достаточно быстро вытащить и отбускировать — технические службы оказались рядом, что называется «по горячим следам».

Кризис в Суэцком канале дал повод экспертам и участникам международного логистического рынка для очередной профессиональной дискуссии, но обсуждается, как это ни странно, в основном техническая сторона вопроса — например, специалисты настоятельно рекомендуют для предотвращения будущих инцидентов обязательное применение эскортных буксиров, которые уже используются, например, при проходе Босфора. Обсуждаются также размеры судов, увеличение мощности буксиров и так далее. Также, к техническим вопросам можно отнести заявления администрации Суэцкого канала о вариантах расширения русла канала для предотвращения подобных аварий в будущем. При этом египетские власти на протяжении всего кризиса продолжали утверждать, что посадка на мель контейнеровоза Ever Given — это всего лишь случайность за многолетнюю историю безаварийной эксплуатации Суэцкого канала.

Если отвлечься от рассуждений о технической стороне вопроса, то напрашивается простой и логичный вывод о необходимости диверсификации мировых логистических маршрутов и «расшивке» узких транспортных горлышек, каковым уже долгое время является Суэц. На фоне очередного происшествия очень актуальным становится вопрос об ускоренном развитии российского проекта Севморпути. И здесь важно не упустить момент — необходимо актуализировать переговоры с потенциальными партнерами и сделать российский маршрут экономически привлекательной альтернативой, а также активнее продвигать «северную альтернативу» на международном рынке логистических услуг — например, китайские и индийские грузоперевозчики и грузоотправители могли бы стать стратегическими партнерами в развитии Северного морского пути. Стратегическую же привлекательность СМП уже наглядно доказал контейнеровоз Ever Given.

Автор — руководитель центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир