Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Деятельность Министерства сельского хозяйства по регулированию поставок сахара является продолжением политики правительства — обеспечить продовольственную безопасность страны. Причем сделать это надо в момент, когда перспективы развития мирового продовольственного рынка неопределенны из-за продолжающегося распространения коронавируса. Планы многих стран преодолеть пандемию с помощью вакцинации населения к середине 2021 года и начать восстановление экономики быстрыми темпами не оправдались. В первую очередь из-за слабой обеспеченности вакциной.

На этом фоне усиливаются пессимистические настроения не только общества, но и правительств многих стран, которые пытаются создавать страховые запасы социально значимых продуктов, в том числе сахара. Эти обстоятельства создают благоприятные условия для экспорта сахара и многих видов продовольственного сырья, с одной стороны, и значительные проблемы для импорта с другой. Сложились обстоятельства, вынуждающие правительства устанавливать различные ограничительные барьеры на пути ввоза или вывоза сырья для производства социально значимых продуктов.

Контроль поставок сахара, который организует Минсельхоз, окажет определенный сдерживающий эффект на ввоз, вывоз и цены на продукцию, которую производят в стране. Вероятно, действия министерства по усилению контроля поставок продлятся до октября 2021 года. Возвращение к рыночным механизмам регулирования рынка сахара можно ожидать только в случае стабилизации ситуации с пандемией в мире. А также при такой урожайности сахарной свеклы, которая способна компенсировать недостающие импортные поставки продукции.

Мероприятия, которые направлены на контроль поставок сахара, окажут некоторое положительное воздействие на сдерживание роста цен на эту продукцию и в целом на продукты питания, в производстве которых используют сахар. Кроме того, эти меры положительно повлияют на настроение населения. Но основные участники рынка не будут воспринимать их как справедливые по отношению к ним. При этом действие различных ограничений по вывозу, ввозу товаров, их стоимости будут использованы компаниями как значимый аргумент для получения определенных компенсаций от правительства.

Не стоит ожидать, что контроль поставок со стороны Минсельхоза станет исчерпывающим решением проблемы и защитит рынок от действий спекулятивно настроенных участников. Ограничительные меры могут затрагивать крупных производителей, оптовые и розничные торговые компании.

Кроме того, контроль поставок, особенно экспорта сахара, может привести не только к потере хозяйственных связей между российскими и зарубежными компаниями, но и ухудшению их репутации как надежных поставщиков. Это проблема становится особо актуальной: российские производители сахара в последние годы наращивали возможности экспорта и завоевания внешних рынков.

В сложившихся условиях правительству придется решить проблему с множеством не контролируемых или слабоконтролируемых факторов. Чем дольше кабмин будет регулировать эту ситуацию, тем сложнее будет возвращаться к нормальным рыночным механизмам. Ведь и этот процесс будет сопровождаться расходами из бюджета или других фондов для поддержки сельхозпроизводителей. Но причин для контроля поставок сахара больше, чем аргументов против него.

Автор — профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова

Позиция автора может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир