Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Для многих специалистов, работающих в сфере безопасности дорожного движения, ситуация с дисбалансом действующих мер ответственности за нарушения ПДД зачастую вызывает непонимание.

Конечно, важно вести контроль и обеспечивать парковочное место для инвалида, неправомерное занятие которого наказывается административным штрафом в 5 тыс. рублей в соответствии со ст. КоАП 12.19 ч. 2. Возможно, это справедливое наказание. Но весьма странно, если «пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, остановка или стоянка на переезде» наказывается административным штрафом в размере 1 тыс. рублей, а «управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой» и того меньше — в 500 рублей. Это лишь несколько примеров существующих сегодня несоответствий нарушений и наказаний.

Таким образом, первое, что кажется очевидным — наступило время переоценки влияния нарушений по отдельным пунктам ПДД на дорожно-транспортную ситуацию и определения мер наказания в прямом соответствии с последствиями от таких нарушений.

Немаловажным аспектом повышения уровня безопасности движения является наказание водителей за опасное вождение. Проблема опасного или агрессивного вождения заключается в том, что неадекватное поведение одного лишает других участников движения возможности спрогнозировать ситуацию и избежать аварии. Можно сказать, что следующая задача — принудить участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для себя и окружающих.

Установление административной ответственности за «опасное вождение» обусловлено принятием постановления правительства РФ от 30 мая 2016 года № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации».

Юридически опасное вождение выражается в неоднократном совершении одного или нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения (п. 8.4 ПДД). А также перестроении при интенсивном движении (п. 9.4 ПДД), когда все полосы движения заняты, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала (п. 9.10 ПДД), резком торможении (п. 10.5 ПДД), если оно не требуется для предотвращения ДТП, препятствовании обгону (п. 11.3 ПДД), и прочих действиях на дороге, которые создали угрозу гибели или ранения людей, повреждения других автомобилей.

Но положения об опасном вождении внесены только в ПДД, а наказания за такие действия нет. Таким образом, за все нарушения, входящие в «Опасное вождение», могут быть наложены штрафы только по соответствующим статьям КоАП — в диапазоне от 500 до 1500 рублей.

Проблема с наказанием за опасное или агрессивное вождение заключается в том, что невозможно дать точное определение отдельным фактам поведения участника движения, прописанным в законе. Какого промежутка времени достаточно между двумя нарушениями, чтобы их совокупность соответствовала опасному вождению: час, день, месяц или год? Что считать интенсивным движением, при котором перестроения в потоке являются юридически опасным маневром? Как водителю определить безопасную дистанцию и боковой интервал, при которых возникает нарушение этого пункта ПДД? Как понимать наличие такого условия, как угроза ДТП? Ведь если не случилось ДТП, то, может, и маневры были безопасны?

Ответы на поставленные выше вопросы можно трактовать по-разному. А если существует неоднозначность, то могут возникать варианты неправомерного применения, как в сторону водителя, так и в сторону инспектора или суда. Сегодня очевидно, что новое понятие «опасное вождение» будет добавлено в кодекс об административных правонарушениях. Но важно дать четкое юридическое определение всех неоднозначных терминов и определений в составе опасного вождения. Только тогда мы сможем решить задачу по повышению безопасности дорожного движения.

Автор директор Центра транспортного моделирования Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир