Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В конце марта президент США Байден огласил планы государства потратить в ближайшие восемь лет на модернизацию инфраструктурных объектов более $2 трлн. Из них $621 млрд пойдет на транспортное развитие, $400 млрд на поддержку пожилых и инвалидов, $300 млрд в помощь промсектору, $200 млрд на строительство жилья. Это огромные цифры по масштабам любой страны, но для Америки они могут оказаться недостаточными. Недостаточными не только для приведения скоростных магистралей в приличный вид, но и для роста экономики и фондового рынка, политического рейтинга Байдена и демократов, а также поддержки высокого курса доллара.

Американское сообщество инженеров-строителей (ASCE) раз в четыре года выпускает масштабное исследование и оценку состояния объектов инфраструктуры в стране. Оно показало, что на инфраструктуру расходуется в два раза меньше средств, чем это необходимо. По подсчетам ASCE, в ближайшие 10 лет необходимо потратить минимум $2,6 трлн на модернизацию различных объектов. В частности, наземный транспорт требует в целом $1,2 трлн или $120 млрд в год. План Байдена же предусматривает только $78 млрд ежегодно. Школам необходимо $38 млрд каждый год, а Байден дает только $25 млрд. Видно, что суммы явно недостаточные. Поэтому неудивительно, что фондовый рынок США никак не отреагировал на объявление Байдена. Аналитики ждали, что объем инфраструктурных расходов составит $3–4 трлн.

Ситуацию спасают только правительства отдельных штатов, которые регулярно увеличивают расходы на инфраструктуру и повышают для этого налоги. Байден тоже намерен поднять налоги на треть для корпораций — с 21% до 28%. Но это даст прибавку в доходах федерального бюджета менее, чем в $100 млрд при годовых расходах в $250 млрд. Опять неувязка. Очевидно, повышением этих налогов администрация не ограничится. Вероятно, конгресс займется налогом на бензин, который составляет 18,4 цента за галлон и не повышался с 1993 года.

Тем не менее даже такой «скромный» план по модернизации инфраструктуры создаст дополнительную поддержку экономике за счет создания новых рабочих мест, увеличения конечного спроса и товарооборота, а также экономии на затратах. По разным оценкам, ВВП США получит дополнительно около $10 трлн за этот срок. Вытаскивать экономику из пропасти за счет роста государственных расходов — это классический подход, который работает. Круг бенефициаров велик. Прежде всего, это компании, которые участвуют в строительстве. Например, Vulcan Materials, который производит щебень, гравий и асфальт или Nucor. Повышенный спрос будет и на строительную технику, что хорошо для Caterpillar. Транспортные компании вроде CSX, Union Pacific или Expeditors International смогут увеличить темпы роста выручки. Переоборудование зданий, а их планируется провести 4 млн, потребует обновления вентиляционных и сопутствующих систем, а это прибыль для Emerson Electric, Trane и Honeywell.

К сожалению, иностранным компаниям, и уж тем более резидентам с развивающихся рынков, от этого пирога не достанется даже крошек.

Как ни странно, такая радужная картина для Америки не означает, что фондовый рынок США будет на этом расти. О необходимости модернизации инфраструктуры эксперты бьют в набат уже много лет, и рост котировок акций перечисленных компаний уже учитывает все доходы, которые они неминуемо получат при реализации планов администрации Байдена. Более того, ускорение экономического роста, да еще подстегиваемое чудовищной по своим масштабам эмиссией долларов, создает угрозу инфляции, а это может крайне негативно сказаться на уровне капитализации технологических компаний.

Что касается политики, то выигрыш Бадена не вполне очевиден. Увеличение занятости произойдет за счет повышения налогов. Таким образом, часть вновь возникшего спроса благодаря росту зарплат будет лишь компенсировать выпадающий спрос, который уходит в виде налогов. Радость тех, кто получит работу, будет нивелироваться недовольством от повышения налогов. Может быть, поэтому инфраструктурный план рассчитан только на два президентских срока.

Для американской валюты повышение госрасходов в среднесрочном плане — явный фактор поддержки, но рассыпающийся глобализм понижает спрос на американские облигации, а значит, и на денежную единицу США. Вот только слабеющий доллар будет выгоден в большей степени самой Америке, тогда как для экспортных экономик ЕС, Китая и России это будет создавать совершенно ненужные дополнительные проблемы. Понимая это, страны наращивают запасы золота, что поможет на переходном этапе стабилизировать обменные курсы.

Автор — главный инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир